0

Техника крейзи в лоскутном шитье

Содержание

История безумной техники крейзи пэчворк

Родиной классического шитья из лоскутов обычно принято считать Англию, но вид рукоделия оказался настолько увлекательным, что быстро завоевал любовь практически по всему миру.

У пэчворка сразу возникло множество разновидностей, объединенных единой основой. Главной целью лоскутного шитья было и остается экономное использование ткани, а также возможность создавать уникальные изделия из оставшихся лоскутов.

Многие считают, что направление крейзи возникло одновременно с классическим пэчворком, но преследовало оно совершенно отличные цели. Если классический пэчворк служил для бытовых целей, то крейзи скорее для эстетических.

Некоторые говорят, что отсюда и пошло название «крейзи». Люди считали безумством использование оставшихся тканей не в практических целях, а для красоты.

Тем не менее, это всего лишь догадки современных исследователей. Отдельно следует сказать о японском пэчворке. Для этой страны пэчворк был не просто способом сэкономить, хотя и не без этого, конечно.

В Японии изделия, сшитые из лоскутков невероятно дорогого тогда шёлка, считались настоящими произведениями искусства, предметами роскоши и бережно передавались от старшего поколения к младшему. Японский пэчворк приобрел совершенно другие очертания и по своему назначению сильно отличался от европейских традиций.

С развитием общественных мировых связей появилось больше возможностей для обмена знаниями и умениями народов. Так, соединив в себе лучшие особенности европейского и восточного искусства, появилось лоскутное шитье в технике крейзи.

В современном мире данная техника с успехом применяется в модных коллекциях известных дизайнеров, а также в моделях дизайнерского искусства. Стоит отметить, что крейзи-пэчворк, это уже не просто сшивание разноцветных лоскутков ткани, это шитье, образующее осмысленные изображения с использованием дополнительной фурнитуры.

Крейзи пэчворк техника исполнения

Материалы для техники крейзи-пэчворк

Как уже говорилось ранее, крейзи-пэчворк не считает главной своей целью просто получить изделие, сшитое из разноцветных лоскутков. В этом деле необходимым условием является создание именно красивого изделия, оформленного при помощи специальных декоративных элементов. Кроме того, в крейзи-пэчворке применяется техника, не похожая на технику классического шитья.

Главной особенностью данной техники считаются швы, соединяющие лоскуты. Если в обычном пэчворке швы обычные, то «крейзи» приемлет исключительно необычные красивые швы, такие как: елочка, гусиная лапка, козлик, цепочка и другие, привлекающие внимание.

Что касается декоративных элементов, то тут все зависит целиком и полностью от фантазии мастера: в работе могут использоваться различные кружева, атласные ленты, тесемки, шнурки, гипюр, разнокалиберные бусины, бисер, пайетки, стразы и т. д.

Иногда даже допускается соединение лоскутного шитья с вышивкой атласными лентами, но тут нужно быть особенно осторожным, чтобы один вид рукоделия не перетягивал внимание от другого.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сама техника крейзи-пэчворка и есть безумие, полнейшая свобода для творчества, смешение стилей и материалов!

Что касается самого полотна, то для этого также нет единых предписаний. Некоторые начинают работу сразу с цельным полотном, оформляя его рисунком, составленном из лоскутков, тем самым получая многослойное плотное изделие.

Другие берут за основы крупные лоскуты и из них формируют полотно. Но встречаются и настолько творческие люди, которые способны не только красиво оформить полотно, но и составить его из маленьких лоскутков неправильных форм.

Маленькие хитрости при раскрое ткани:
Если Вы только пробуете свои силы в этом занимательном виде рукоделия, то советуем Вам начинать с самой простой техники. Нужно подобрать крупные лоскуты одинаковой плотности и нашивать их на основу.

Начинать лучше всего с самого «неправильного» лоскута, поместив его в середину основы и прошив по краям. В дальнейшем лоскутки подшиваются к самым крайним и так по всей основе. Когда полотно готово, можно приступать к декорированию.

Если же легкая техника уже освоена, то пора переходить к более сложной, требующей куда больше терпения и аккуратности. Для данной техники необходимо будет подготовить ткани разных цветов и совместить однотонные лоскуты с пестрыми.

Из выбранных материй следует выкроить квадратики и сложить по парам изнанкой вниз. Должно получиться так, что лицевая сторона нижней части поместится на изнаночной стороне верхнего лоскута. Затем на верхнем лоскуте нужно прочертить две волнистые линии, которые как бы поделят будущее изделие на три части. После чего лоскуты сшиваются по этим линиям.

Далее Вы должны вырезать из верхней части фигуру, оставив расстояние до шва около двух миллиметров. Затем таким же образом из второй части вырезаются две фигуры. В результате Вы должны получить одно полотнище из разных тканей и 3 лоскутка неправильной формы. Такие же действия придется повторить и с двумя другими тканями. Швы получившегося полотна можно декорировать необычными швами или тесьмой.

И, наконец, завершающим этапом будет непосредственно привычное всем лоскутное шитье. На изготовленное Вами полотно по очереди накладываются лоскуты различных форм и цветов и прострачиваются, образовывая изображение. Затем наступает самый приятный момент: вы даете волю своей фантазии и оформляете изделие по своему желанию.

Говоря о изделиях, которые вы в итоге получите, стоит сказать, что это могут быть совершенно любые изделия. Только нужно сразу решить, что Вы хотите получить. Если это будет подушка или одеяло, то края полотен необходимо сразу выравнивать.

Для сумки, кошелька или косметички также следует задать определенную форму на начальном этапе творчества. Выходит, что крейзи-пэчворк не совсем сумасшедшее явление и некоторые правила все-таки стоит соблюдать, чтобы получить достойную вещь.

style=»text-align: center;»> Крейзи пэчворк мастер класс видео

Крейзи пэчворк: необычная техника исполнения в лоскутном рукоделии

В технике Crazy Patchwork требуется не просто исполнить изделие, созданное из лоскутов разного цвета. Главная идея заключается в том, чтобы исполнить красивую вещь, которая декорируется декоративными элементами. Помимо этого, Crazy Patchwork подразумевает использование техники, непохожей на классическое шитье. Ну, а что удивляться — лоскуток-то сумасшедший, но красивый.

Центральным отличием являются швы, которыми скрепляются лоскуты. В обычном пэчворке шов простой. Крейзи пэчворк идет дальше и категорически не приемлет нахождения на мертвой точке. Только движение вперед, только необычные, оригинальные швы, которые удивляют своей неординарностью и красотой. К ним можно отнести елочку, гусиную лапку, цепочку, козлика и другие, которые сразу бросаются в глаза.

Элементы декорации в данной технике полностью зависят от полета фантазии исполнителя. В ход идут кружева, ленты из атласа, тесьма, шнуры, гипюр, бусинки разного размера, бисер, стразы и многое другое. Порой можно увидеть, как объединены вышивка лентой из атласа с лоскутным шитьем. Но это уже высший пилотаж: необходимо исполнить этот микс так, чтобы оба варианта рукоделия были сбалансированы, и один из них явно не выигрывал у другого.

Подводя итоги, можно сказать, что техника крэйзи пэчворка сама по себе является безумием, свободой для творчества без видимых границ, миксом стилей и материалов. Говоря о применяемом полотне, то здесь также предоставлена полная свобода выбора. Кто-то сразу берет в работу цельное полотно, декорируя его рисунком, собранным из лоскутов, получая итогом плотное изделие из нескольких слоев. Некоторые предпочитают использовать большие лоскуты и уже из них составляют полотно. А есть творцы, который не только красиво декорируют полотно, но и формируют его из небольших лоскутов нестандартного размера и формы.

Раскрой ткани, процесс, кажущийся простым, несет в себе некоторые хитрости, которые никогда не помешает знать:

  • для начинающих браться нужно за саму легкую технику: найти большие лоскутки единообразной плотности и нашивать их на основное полотно;
  • первым в ход идет самый неправильный лоскуток, помещаемый в центр основы и прошиваемый по краю;
  • следующие лоскуты пришиваются к крайним и там по всей площади основы.

Crazy Quilt: мастер-класс

Крейзи квилт — это, безусловно, процесс для людей творчески смелых. Для тех, кто не боится использовать свою фантазию «на полную катушку», ломая рамки стандартов и шаблонов. Это техника, сделавшая из привычного пэчворка изящный, мощный драйв. Шедевры в стиле Crazy Quilt поражают воображение красочностью и смелостью.

Квилт — это самые фантасмагорические изделия с использованием способа пэчворк. Крэйзи квилт выполняется посредством объединения, где вся ткань — разного цвета, фактуры и размера . Не поддающиеся никакой логике сочетания — это Crazy Quilt. При всем этом декорируется сие сумасшествие богатейшим декором, который, на первый взгляд, между собой вообще никак невозможно совместить. Crazy Quilt — фейерверк, увидев который однажды – запомнишь навсегда.

Принадлежности для Crazy Quilt

Что потребуется:

  • разнообразные лоскуты, небольшие отрезы, кромки, обрезки разного вида тканей;
  • всевозможные ленты;
  • пуговицы, бисер, брошки, стразы;
  • нитки, иглы, линейка, мел, карандаш.

Ткань — основа для Crazy Quilt. Своими руками можно сделать настоящий шедевр в лоскутном стиле даже из обрезков, нашедшихся в доме. Если стиль зародился в Англии, это совсем не значит, что использоваться должен только импортный материал. Выбирать цветовую гамму нужно очень ответственно. Малейший «неправильный» элемент угробит все изделие.

Крейзи квилт — это, безусловно, процесс для людей творчески смелых

По выкройке существует большое количество материалов, с которыми стоит ознакомиться. Почитать, посмотреть схемы. Ознакомиться с тем, какие декоративные элементы используют мастера техники Crazy Quilt. Попробуйте начать с запланированного Crazy Quilt. Рамок и строгих правил здесь нет, но полет фантазии — безграничный.

Срезы можно оставлять открытыми — эти места закроются кружевами, лентами или тесьмой. По вкусу его можно и не закрывать, а оставить открытым. Единственным постоянным моментом здесь является обязательное использование основы. Обычно это тоненькая бязь, или какая-то другая ткань. Выкройка рисуется самостоятельно. Основа делится на части, затем пронумеровывается. Остается пришить элементы, следуя цифровым подсказкам на выкройке.

Машинную вышивку также можно использовать. Но, согласитесь, ручная работа — это круче. Самыми используемыми декоративными швами в Crazy Quilt можно назвать:

  • двойной козлик;
  • цепочка;
  • цепочка с листиками;
  • плюмаж;
  • обметка.

Мастер-класс «Прихватка из лоскутков»

Пример несложного изделия (в нише Crazy Quilt) – прихватка из лоскутков.

  1. Основа выкраивается из белого полотна. Нужно вырезать пятиугольник из выбранного лоскута и пристрочить к центру.
  2. Здесь собственно начинается крэйзи квилт. Нужно взять лоскуток контрастного цвета. Пристрочить его «лицом» вниз, не вырезая, к одной из границ пятиугольника. Эта техника полегче (для ленивых), и вырезка будет происходить в процессе. Строчка должна идти сразу сверху той, которая сделана на первом лоскуте.
  3. Нужно отвернуть лицевую ткань вверх. При помощи мела и линейки прочертить очередной фрагмент.
  4. Таким образом, пристрачиваются кусочки ткани до полного заполнения ими всей поверхности будущего изделия.
  5. Пошив прихватки. Вырезать оборотную сторону изделия и прокладку из ватина.
  6. Три части будущего изделия сложить вместе. Оборотную сторону положить вниз лицом. Сверху выложить ватин. Дальше — деталь с аппликацией вверх лицом. Уголки срезать, чтобы округлить изделие.
  7. Приметать косую бейку к прихватке. Прострочить на машинке.
  8. Сделать петлю из ткани. Пришить к прихватке. Прострочить ее насквозь, чтобы лучше скрепить. Вот и все, собственно говоря. Прихватка готова.

Прихватку в таком стиле сделать достаточно легко

Крэйзи пэчворк в одежде: как применяют данную технику в более серьезных изделиях

Техника крэйзи пэчворк применяется и в изготовлении более серьезных вещей, чем прихватки, наволочки, сумки или покрывала. Хотя, безусловно, любая подушка в наволочке, изготовленной в технике Crazy Quilt, будет смотреться шикарно, стильно и позитивно.

Применительно к одежде можно взять за образец изготовление жилета с использованием техники Crazy Quilt. Такой жилет может сшить даже самый ленивый.

Для изготовления такого изделия, как детский жилет, к примеру, необходимо проследовать по нескольким вполне преодолимым этапам:

  • заранее подобранные лоскуты объединяются в единое полотно;
  • основное полотно декорируется самыми красивыми материалами, которые больше всего радуют глаз игрой цветов, в первую очередь;
  • когда все детали готовы, они сшиваются в жилет.

Техника крэйзи пэчворк применяется и в изготовлении более серьезных вещей, чем прихватки, наволочки, сумки или покрывала

Еще проще можно сшить отличную юбку:

  • заранее подготовить лоскуты (можно даже использовать вставки из трикотажа, с заранее обметанными краями), желательно не сильно марких цветов;
  • когда лоскуты подобраны, они сшиваются в единое целое — получается квадрат или прямоугольник (смотря, какой фасон юбки задуман мастерицей). Когда лоскуты подобраны, они сшиваются в единое целое — получается квадрат или прямоугольник (смотря, какой фасон юбки задуман мастерицей);
  • после этого обе стороны сшиваются либо монолитным швом (от пояса до нижнего края юбки, либо остается несшитой часть, которая будет выполнять роль разреза);
  • остается только сделать пояс (как варианты: пришить петли для ремня или вставить резинку — кому как больше нравится);
  • если будет использоваться отдельный пояс — ремень, то идеально будут смотреться любые виды широких ремней, с красивой аппликацией (и какой-нибудь феерической пряжкой — кожаная роза, например);
  • очень красиво будет смотреться юбка, выполненная в стиле «криволинейное крэйзи» пэчворка (где лоскуты имеют не прямые стороны, а округлые и изогнутые).

Крези пэчворк стежки

Помню в детстве на уроках домоводства в школе нам преподавали основные виды стежков для вышивания. Умная, добрая и дальновидная учительница настоятельно рекомендовала нам собирать образцы в одну большую книжку. У моей мамы такая была, но потерялась, как и очень много других трогательных и нужных вещей, о ценности которых как-то не думалось в то время.

Так что если у вас нет такой книжки, а вы хотите начать вышивать крейзи пэчворк, я так же настоятельно рекомендую завести её и не терять ни в коем случае.

Во первых, туда можно будет заглядывать и прикидывать какой тип стежков подойдет лучше всего, а во-вторых, неизвестно каким видом рукоделия вы увлечетесь в будущем и возможно, такая книжечка приобретет совсем иную и еще большую ценность для вас или вашей дочери.

Сделайте образцы нескольких видов стежков на одной странице, потом еще несколько стежков на другой странице — заодно вспомните, как они вышиваются или научитесь, если не умели раньше. Хоть сами по себе стежки не сложные, но руки все равно должны вспомнить или освоить.

Самый востребованный стежок это обычный козлик. Как его вышить, как вышить еще несколько простых стежков вы можете посмотреть на хорошем видео в мастер классе для начинающих.

Напомню, что любое видео на ютубе можно ускорить. Справа внизу нажмите на колесико и выберите позицию «скорость», там можно скорость как увеличить, так и замедлить.

Мастер класс для начинающих

Моя подруга поделилась со мной своим опытом как она увлеклась крейзи пэчворком и с чего начала:

Когда несколько лет назад, будучи заправским мастером индивидуального пошива, я пришла в класс учиться пэчворку. Сомневаясь в своих силах, открыла простоту и легкость крейзи техники. Я рассматривала сложные панно лоскутного шитья и меня пугала четкая геометрия, математический расчет этого процесса.

Так как я всегда не любила распарывать и переделывать, стараюсь точно вымерять и перепроверять выкройки. И то, что все заготовки очень мелкого размера, а ошибка в расчетах приведет к необратимым, как мне казалось, последствиям — долго отпугивало меня от лоскутного шитья. Оказалось, что все опасения напрасны.

Урок по крейзи пэчворку всегда на таких курсах идет первым. На него просят принести ЛЮБЫЕ остатки. Можно дома подобрать их по цвету, можно меняться с коллегами-ученицами, подбирая цвета в процессе урока. Даже тот, кто никогда не шил до этого на машинке, тоже может прийти на урок крейзи пэчворка. И то, что сам процесс завораживает и медитативно расслабляет — испытает любой начинающий с первых минут шитья. Итак, по порядку.

Нужно приготовить любые обрезки. В ход могут пойти и разные материалы, что в геометрическом (классическом) пэчворке невозможно. Нужно, чтоб все отрезки были тщательно отглажены, это необходимо для качества работы. Обычно, что бы понять, как работать в этой технике, на курсе обычно начинают с изготовления прихватки.

Она может быть любой формы, но для прихватки главное, чтобы изделие, постоянно соприкасающееся с горячей посудой, не пропускало тепло. Поэтому лучше проложить прихватку в середине толстым материалом, а для поверхности брать не плавящиеся материалы — хлопчатобумажные ткани, например.

Первый лоскут может быть круглой, квадратной, или произвольной формы. Все остальные должны быть продолговатых форм. То есть заранее режем остальные ткани на полосы 3-4 см шириной. Длина полос не важна. Рачительные хозяйки понимают, что таким образом можно утилизировать все остатки от шитья. И это действительно так!

Следующую полоску кладем под углом к первой, изнанкой вверх. Прошиваем на том же расстоянии от края и выворачиваем. И так продолжаем со всеми остальными полосками.

Получается, что мы постепенно в середине обрисовываем многоугольник из первой ткани. А полоски могут быть из другой по цвету ткани. Следующий круг можно проложить другим цветом. Главное двигаться в одном и том же направлении по кругу. А когда вы выйдите на второй круг, следует брать полоски длиннее, что бы они закрывали два стыка предыдущего ряда, иначе необработанная ткань будет видна.

Дойдя таким образом до края прихватки, прогладим изделие и перевернув на левую сторону, где видна первая ткань подложки отрежем все лишнее. Таким образом мы получим лицевую часть прихватки, но что бы ее доделать нужно пришить вторую (изнаночную) часть. Ее можно выполнить в той же технике или взять равный отрезок подходящей по цвету ткани. Лучше всего дополнительно между двумя квадратами проложить плотную ткань и сшить прихватку косой бейкой.

Все очень просто и я уверенна, что процесс вас захватит! Желаю удачи.

Как моя подруга шьёт прихватку — смотрите в статье Прихватка петушок мастер класс

Для тех, у кого нет швейной машинки, приятным открытием будет мастер класс, в котором видно, как собирается блок для вышивания вручную.

Где применить крейзи квилты

Применить можно везде, где можно применить текстиль.

  • Сумки, клатчи, кошельки
  • Одежда
  • Одежда для питомцев (чтобы тоже были красивенькие)
  • Интерьерная игрушка
  • Декоративные подушки
  • Подушки от сквозняков и дверные стопперы
  • Игольницы
  • Рамочки
  • Cалфетки
  • Панно на стену
  • Покрывала

Когда видишь такую расшитую красоту, устоять невозможно, чтобы не попробовать повторить. Но многие из нас всегда прикидывают, а где применить и что можно сделать из красиво вышитых сшитых полотен пэчворк.

Сумки, одежда, интерьерная игрушка и еще ряд сумасшедших идей для сумасшедших лоскутков:

Интерьерные игрушки. Для тех, кто уже делал мягкие игрушки, такой поворот к интерьеру будет логичным, надеюсь, идеи понравятся.

Эта зима, у нас по крайней мере, выдалась аномально холодной и нам пришлось утеплять наши подоконники. К сожалению, я не была готова к таким неожиданным холодам, и не сшила такую декоративную подушку от сквозняков на подоконник.

Этот красивый валик вышит тамбурным швом. Как вышивать иглой, как крючком, как применила тамбурный шов великая Коко Шанель в своей модели 1922 года, как создают модели и вышивают тамбурной вышивкой в Доме Кристиан Диор, как выглядят вышитые вручную сюзане, и еще очень много интересного о тамбурной вышивке Вы найдете .

Сумки, клатчи, кошельки – невероятно красивы и буквально приковывают внимание.

Одежда с элементами крейзи может быть уютной и повседневной, а может быть роскошной и дизайнерской, это зависит от выбора материалов и от аккуратности.

То же самое можно сказать и о пледах. Этот плед сшит из кусочков дорогих видов ткани и посажен на подклад из бархата. Вид имеет такая вещь очень дорогой.

Стопперы для дверей, рамочки для фотографий, панно на стену, или одежда для любимой собачки, все это может быть изготовлено в технике крейзи пэчворк.

Сердечная тема не осталась в стороне и в мире расшитых лоскутков.

Как сшить объемное лоскутное сердце показывает Гелла

Друзья, я спрашивала у мастериц, что можно сделать из таких расшитых кусочков, многие отвечали, что даже не думают, что делать из них дальше. Они говорят, что процесс настолько самодостаточен, что уже то, что ты сидишь и вышиваешь, сшиваешь и подбираешь – это уже наслаждение.

Если интересно какой бывает пэчворк, как выглядит американский и как выглядит русский пэчворк, и как родился крейзи пэчворк, то предлагаю почитать статью:

Что такое пэчворк?

Крейзи пэчворк: пошаговый мастер класс с видео

Пошаговый мастер класс — крейзи пэчворк, представленный далее, поможет освоить технику этого стиля за короткое время:

  1. Возьмите лоскут ткани любой формы.
  2. Пришейте к нему другой лоскут предварительно сложив их вместе лицевыми сторонами и сколов булавками. Отутюжьте шов с изнаночной, а затем с лицевой стороны.
  3. Далее пришивайте лоскуты против часовой стрелки. Ткань выбирайте на свое усмотрение. Данный блок будет состоять из кусочков ткани сочетающихся цветов, которые остались после других работ, поэтому их форма и размеры совершенно разные.
  4. Швы в крейзи пэчворк у каждого лоскутка такие же, как в и классическом пэчворке: складываем лоскуты лицевыми сторонами, скалываем, делаем строчку по булавкам, отутюживаем швы и отрезаем лишнюю ткань.
  5. Пришейте еще две полоски против часовой стрелки вокруг первого лоскута.
  6. Дальше пришейте еще одну полоску ткани. Чтобы равномерно пришивать остальные лоскуты, выберете в качестве центрального элемента пятиугольник из двух первых лоскутков (терракотового и полосатого). Следующие лоскуты пришиваются относительно его сторон, чтобы полотно увеличивалось равномерно, а не в какую-либо одну сторону.
  7. Для этого выровняйте края блока параллельно сторонам центрального пятиугольника.
  8. После выравнивания краев у вас получился пятиугольник в пятиугольнике.
  9. Притачайте следующую полоску, отрежьте лишнюю по длине ткань.
  10. Каждый раз отрезайте излишки ткани так, чтобы продолжить линию, идущую от предыдущих полос.
  11. Если вам хочется изменить конфигурацию блока, пришейте лоскут треугольной формы.
  12. Форма блока изменилась. Можно продолжить пришивать лоскуты и дальше в том же направлении, а можно его поменять и начать пришивать по часовой стрелке.
  13. Кроме полос и треугольников, можно использовать оставшиеся от других изделий уже сшитые фрагменты.
  14. Таким образом, вы изменили и форму блока, и направление шитья, но при этом блок равномерно увеличивается вокруг первого лоскутка. То есть схемы пришивания как будто и нет, но все же существуют нюансы, которые нужно учитывать. Например, каждый раз надо выравнивать края и убирать излишки ткани, чтобы следующий лоскут можно было пришить к ровному краю полотна.
  15. Идеален крейзи пэчворк и для начинающих, т.к. в подборе цветовой палитры для крейзи-блока правил тоже как будто и нет: цвета можно брать в любом количестве и чередовать их в любой последовательности. Но при этом надо помнить правило пэчворка: цвета могут чередоваться в блоке, но одинаковые не должны соприкасаться.
  16. Пришивать круги вокруг первого лоскута можно сколь угодно долго, в зависимости от того, какой вам нужен конечный размер.

Крейзи блок можно использовать как аппликацию для панно, подушки, сумки. Так как в крейзи нет правил и шаблонов, то его шьют, когда есть много остатков ткани разной величины. Из нескольких крейзи блоков можно собирать большие покрывала и скатерти. Нужно лишь немного усидчивости и фантазии!

В завершении, посмотрите крейзи пэчворк на видео, где наглядно демонстрируют все технику этого стиля:

LiveInternetLiveInternet

Вышивка гладью.

Чтобы научиться основным приемам вышивки гладью, не требуется большого навыка и мастерства, в чем вы можете убедиться, прочитав ниже перечисленные виды швов, применяемые в вышивке гладью.

Стебельчатый шов

Стебельчатый шов состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок. В растительных узорах им чаще всего вышивают стебли или отдельные линии, а также обшивают контуры узоров.
Шов удобно выполнять снизу вверх или слева направо. Игла с рабочей нитью направлена назад, как при выполнении шва «назад иголку», но выходит на лицевую сторону ткани примерно посередине последнего стежка, при этом нить лежит всегда с одной стороны от уже вышитых стежков — или слева, или справа от них.
Изнаночная сторона стебельчатого шва совпадает со швом «назад иголку».

Петельный шов

Выполняется в направлении слева направо движением иглы сверху вниз.
Вначале можно наметить две параллельные линии, которые ограничивают шов по высоте. Но для толстых тканей с хорошо выраженным переплетением нитей в этом нет необходимости.
Нить выводят на лицевую сторону в нижней точке шва, затем делают стежок иглой в направлении сверху вниз (нить при этом остается под иглой) и затягивают рабочую нить до образования петли (см. рис. а). На рис. б) стежки шва расположены на некотором расстоянии друг от друга.
Но они могут быть расположены и очень плотно (см. рис. ниже, а), это даже необходимо, если петельный шов используется для обшивки края изделия. В этом случае, чтобы край получился более рельефным и прочным, можно выполнять его по предварительно проложенному настилу (рис. б). Кроме того, стежки шва могут быть различной длины (рис. в) и лежать в различных направлениях.

Кроме того, петельным швом можно вышивать отдельные мелкие элементы — например, листики, цветочки (рис. г).

Шов «узкий гладьевой валик»

Шов выполняется в 2 приема: сначала швом «вперед иголку» справа налево нужно наметить линию гладьевого валика (она может быть как прямой, так и криволинейной), а затем в направлении слева направо укладывать мелкие и частые вертикальные либо наклонные стежки одинаковой длины (см. рис.).
Этим швом можно выполнять тонкие линии рисунка вышивки (он получается прочным и красивым), а также отделывать край изделия.

Плоская гладь

Откуда: журнал «Ксюша. Для любителей рукоделия»

Плоская гладь является двусторонней, широко используется в растительных орнаментах для вышивания и широких, и узких узоров.
Игла с изнаночной стороны проходит по всей ширине узора, стежки плотно укладываются друг к другу (рис. а). Гладь может быть прямой (рис. а) или косой (рис. б).
В крупных деталях стежки глади располагаются по форме узора: в листьях — от края к середине, по направлению прожилок, в лепестках цветов — от края к центру (см. рис. ниже).

Гладь вприкреп

Используется для заполнения больших площадей узора. Состоит из длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных стежков, прикрепляющих длинные стежки к ткани.
Длинный стежок из экономии нитей лучше делать только по лицевой стороне (рис. а), а короткий прикрепляющий стежок — в направлении слева направо так, чтобы он обвивал длинный стежок и захватывал под ним несколько нитей ткани (рис. б).
Можно поступать в другой последовательности: сначала заполнить всю площадь узора длинными стежками глади, а затем поверх них проложить короткие поперечные или косые прикрепляющие стежки.

Гладь с настилом

Выполняется по предварительно проложенному настилу, чтобы вышивка получилась более выпуклой, рельефной. Настил обычно прокладывается нитками более толстыми, чем рабочие (см. рис. слева, а).
Последовательность выполнения выпуклой глади такова: контуры рисунка обшивают швом «вперед иголку», затем прокладывают настил (рис. а) в один или два (для большей выпуклости) слоя, а затем выполняют вышивку в направлении, противоположном настилу (рис. б). Узоры с волнистой линией контуров вышивают косой гладью (рис. в). При этом обязательно нужно следить за тем, чтобы стежки глади укладывались точно по контуру и плотно прилегали друг к другу.
В рельефной глади часто применяются в качестве элементов так называемые шарики (пышечки), т. е. выпуклые кружочки. Последовательность их выполнения показана на рис. ниже.

Шов «узелки»

Выводят нить на лицевую сторону, левой рукой делают 2-3 навива нити на иголку и выводят иголку на изнаночную сторону рядом с первым проколом (рис. а). При этом нить на иголке нужно придерживать пальцем левой руки до тех пор, пока на ткани не образуется затянутый узелок (рис. б).
Шов декоративный, им выполняют тычинки цветов, серединки цветов и другие элементы.

Владимирский шов («верхошов»)

Шьется большими стежками, идущими от края к центру контура и обратно.
Последовательность исполнения шва: закрепите нить на лицевой стороне, в нижней части обшиваемого контура. Затем сделайте небольшой стежок вверху контура (рис. а) и затяните нить до образования гладьевого стежка. Аналогичным образом сделайте маленький стежок внизу контура рисунка (рис. б) и т. д.
Таким образом, стежки располагаются на небольшом расстоянии друг от друга по лицевой стороне. А по изнаночной стороне образуется ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру узора. Расстояние между стежками по краю будет большим, чем по центру. Стежки располагают по форме узора: в цветках — от края к центру, в листьях — с наклоном от края к середине и т. д.

Шов «цепочка»

Это глухой односторонний шов, он состоит из ряда петель, выходящих одна из другой, и по лицевой стороне напоминает цепочку, связанную крючком. Вышивают его сверху вниз, справа налево и по контуру рисунка.
Последовательность выполнения шва показана на рис.
Итак, выводят нить на лицевую сторону в точке 1 и отводят ее вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Затем из точки 2 в точку 3 движением иглы сверху вниз делают стежок (рис. а) и затягивают нить, образуя 1-ю петлю. Последующие петли выполняются аналогично (рис. б), таким образом образуется шов «цепочка» (рис. в). Им можно вышивать как прямые контуры, так и криволинейные.

Шов «петля вприкреп»

Шов состоит из ряда отдельных петель, расположенных по узору.
Чтобы выполнить петлю, нитку закрепляют на изнаночной стороне, выводят на лицевую сторону в точке 1 и отводят вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Затем из точки 2 в точку 3 делают стежок, равный длине петли (рис. а). Полученную петлю закрепляют небольшим стежком в точке 4 (рис. б).
На нижнем рис. показана последовательность выполнения цветка швом «петля вприкреп».

Теневая гладь

Эта гладь выполняется по свободному контуру нитками разных цветов. При этом нет четкой границы между цветами, а переход от одного тона ниток к другому достигается при помощи стежков разной длины, входящих один в другой. Этим приемом достигается так называетый теневой эффект.
Последовательность выполнения теневой глади.
Переводят узор на ткань и наносят условное деление по тонам ниток. Для этого карандашом проводям изогнутые линии, которые служат границей перехода одного цвета в другой. Причем вкалывать иголку нужно не точно по этим линиям, а выше и ниже.
Наносить стежки нужно плотно один к другому, а располагать их в направлении, которое зависит от рисунка. Так, если это лепесток цветка — то в направлении центра цветка, если листик — в направлении центральной жилки и т. д. Поэтому для упрощения работы, а также пока у вас нет достаточных навыков в вышивании, можно на ткань карандашом нанести штриховые линии, которые указывают направление стежков.
На рис. слева показана последовательность выполнения лепестка цветка. Лепесток делят на 3-4 части и начинают вышивку от середины верхней части. Закончив правую половинку, иголку с ниткой проводят по лепестку с лицевой стороны к левому краю лепестка и выполняют вышивку левой половинки (рис. а).
Когда закончена вышивка верхней части лепестка, обрезают нить и точно так же от середины начинают вышивать вторую часть лепестка нитью другого цвета (рис. б). Чтобы второй тон нитей входил в первый постепенно, его выполняют, то удлиняя, то укорачивая стежки (стежки второй части укладывают между стежками первой части). Выполнив правую половинку, иглу переводят в начало левой половинки и аналогичным образом выполняют ее. Точно так же выполняют остальные части. Готовый лепесток показан на рис. в. Переход цветов в лепестке — от более светлого (самый верхний) к более темному (самый нижний).
На рис. ниже показана последовательность выполнения листика, имеющего жилку посередине. Вышивают листик косой гладью, укладывая стежки по направлению к жилке. Выполняют сначала правую, затем левую половинку листика. Предварительно каждую половинку листика нужно разделить на 2-4 части (по количеству цветов).
Начинают вышивку с крайней (самой светлой) части в направлении сверху вниз (рис. а). Стежки по краям более короткие, к центру листика более длинные. Вторую и третью части вышивают также сверху вниз (рис. б), только цвет ниток берется темнее. Вторую (левую) половинку листика вышивают аналогично, только в направлении снизу вверх и от центральной (более темной) части к наружной (более светлой) (рис. в).

Прорезная гладь

Прорезная гладь — это сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани отверстия разной формы и размера, обшитые гладьевым валиком или петельным швом.

Последовательность выполнения глади такова: сначала контуры деталей прошивают стежками вперед иголку, затем прорезают отверстия и обшивают валиком. Нитку закрепляют с изнаночной стороны мелкими стежками, излишки ткани обрезают маленькими ножницами.
Каждое отверстие вышивают отдельно, чтобы на изнаночной стороне не оставалось переходов ниток.
На рис. показана последовательность обработки круглых отверстий. Сначала контур кружка обшивают швом вперед иголку (рис. а), затем в его центре ножницами делают разрез крест накрест (рис. б). Края разреза иголкой подгибают вовнутрь и обшивают гладьевым валиком, иголка при этом направляется в отверстие, а не из него (рис. в). Стежки нужно укладывать плотно, чтобы края ткани не осыпались.

Часто встречаются кружочки, обшитые с одной стороны утолщенным настилом глади. В этом случае с утолщенной стороны кружок обшивают швом вперед иголку не в один, а в два-три ряда (рис. а) и затем выполняют вышивку, начиная с узкой части кружка (рис. в).

Удлиненные дырочки выполняют аналогично.

Узоры для обработки края

Техника вышивки: гладь с настилом (для обшивки края), плоская гладь (листики и кружочки в узоре 3), прорезная гладь (круглые и удлиненные отверстия в узорах 1 и 2), стебельчатый шов и «узелки» (узор 3).

Оформление уголков

Откуда: журнал «Ксюша. Для любителей рукоделия»

Узоры 5-8 — это варианты оформления уголков изделий (например, носовых платочков, салфеток, карманов).

Узор 9 состоит из отдельных мотивов, которые расположены вертикально и образуют кайму.
Техника вышивки: плоская гладь, стебельчатый шов.
Цвета нитей: цветочки — красный (или желтый, или оранжевый), листья и стебли — зеленый, ягоды (узор 6) — ярко-красный.

Растительные мотивы

Узоры 14 и 15 просты в исполнении и одновременно очень симпатичны.
Техника вышивки: петля вприкреп (лепестки цветков), стебельчатый шов (стебли растений, прожилки и контуры крупных листьев), плоская гладь (мелкие листики), узелки.
Цвета нитей:
1. — ярко-желтый,
2. — зеленый,
3. — темно-зеленый,
4. — красный.

Ветка смородины

Техника вышивки: теневая гладь, стебельчатый шов. Пунктирными линиями показана примерная граница перехода одного цвета в другой.
Ягоды вышиты красным цветом с розовым пятнышком.
Все стебельки и прожилки листьев выполнены стебельчатым швом светло-коричневым цветом.
Цвета нитей:
1. — темно-зеленый,
2. — зеленый,
3. — желто-зеленый,
4. — коричневый,
5. — светло-коричневый,
6. — красный,
7. — розовый,
8. — черный.

Композиция с розами

Техника вышивки: теневая гладь (лепестки роз, крупные листья), плоская гладь (мелкие цветки, листики, толстые стебли), стебельчатый шов (тонкие стебли, прожилки).
Цвета нитей:
1. — светло-желтый,
2. — желтый,
3. — желто-оранжевый,
4. — желто-коричневый,
5. — очень светлый розовый,
6. — светло-розовый,
7. — красный,
8. — бордовый,
9. — зеленый,
10. — темно-зеленый,
11. — болотный,
12. — голубой.

Начинаем вышивать гладью

Для выполнения ручной вышивки необходимы очень несложные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, сантиметровая лента, заостренная палочка (дырокол, или пендель), пяльцы.

Иглы для вышивания должны быть короткими с удлиненным ушком. В большое ушко легко можно вдеть рабочую нитку в несколько сложений. Для вышивки на плотных и тонких тканях (маркизет, батист, шелк) применяют тонкие иглы с меньшими ушками. Толстые иглы в местах проколов будут оставлять отверстия, а в большом ушке будет плохо удерживаться тонкая нить.
Наперсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палей от уколов при проведении иглы через ткань и бывает необходим при прокалывании нескольких слоев ткани.
Дырокол или пендель — заостренная палочка диаметром 5 мм. Применяют ее при вышивке белой гладью для выполнения дырочек.
Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют ее от деформации.
Для перевода рисунка на ткань используют копировальную бумагу. Мотив переносят на кальку, копировальную бумагу помещают красящей стороной на ткань, сверху размещают кальку с узором. Все слои необходимо сметать. Простым карандашом обводятся линии узора.
Современные журналы по вышивке во множестве предлагают термопереводные мотивы — бумага с мотивом помещается на ткань, сверху прижимается хорошо прогретым утюгом на 1-2 секунды, и рисунок готов. Один мотив можно использовать для перевода до 8 раз.
Узоры можно переносить на ткань и с помощью специального термопереводного карандаша. Для этого мотив вышивки переводится с рабочего листа на кальку — обводятся по кальке специальный карандашом. Кальку повернуть вниз и положить переведенным рисунком на полотно. Кальку приметать и приутюжить. При необходимости перевести данный мотив еще раз, рисунок нужно обвести термопереводным карандашом повторно.
Пожалуй, вот и все, что нужно знать для выполнения вышивки гладью. А теперь — попробуем?
Выберем несложный мотив, например, вот этот:

Подготовим его зарисовку:

Закрепляем на ткани копировальную бумагу и мотив при помощи булавок:

Переводим рисунок на ткань:

Начинаем вышивку листочка косыми стежками двусторонней гладью:

Веточки выполняем стебельчатым швом:

Работа идет:

Чашелистик бутончика выполняем также зеленым цветом. Конечно, это не соответствует оригиналу, но можно привнести и свое видение данного сюжета, не правда ли?

Бутончик выполняется теневой гладью, или, как ее еще называют, гладью с вливанием тонов.

Такую же технику используем при выполнении цветов:

Вот что у нас получилось:

Конечно, приведенная здесь работа проста в исполнении и незатейлива по сюжету, но начало положено! Можно продолжать свой путь к вершине мастерства.

Для примера приведу вышитые работы мастериц.

Мстерская гладь выполняется на тонких прозрачных тканях (маркизет, батист, шинил).

Владимирские швы
Узоры, состоящие из более крупных мотивов, выполняются владимирскими швами толстыми цветными нитками мулине (в 8-12 сложений), ирисом или шерстью. Основной цвет этих вышивок — красный с небольшим прибавлением синего, зеленого, желтого цветов, но часто встречается и одноцветные вышивки.

Среди работ вышивальщиц можно встретить подлинные произведения искусства:

Женская головная повязка. Вышивка гладью, стебельчатым и петельчатым швом шелком по хлопчатобумажной ткани. XIX в. Западно-Словацкая область, г. Нитра

Женская рубашка. Вышивка рукава гладью и стебельчатым швом с прорезными деталями шелком по хлопчатобумажной ткани, дополненная вставками из кружев Начало XX в. Западно-Словацкая область.

Родильный полог. Вышивка «гладью по счету» и косой полугладью с обводкой по контуру. Строчкой назад иглой по льняному полотну.
Начало XIX в. Восточно-Словацкая область.

Словенски Гроб.

Женский головной платок. Вышивка гладью крученым шелком по хлопчатобумажной ткани. XIX в. Северо-Моравская область, Гана.

Женский передник. Вышивка гладью, тамбурным и стебельчатым швом шерстью, шелком по коленкору. Середина XIX в. Южно-Моравская область, г. Кыйов.

Женская рубашка. Вышивка края рукава гладью и настилом серебряной нитью и шелком по хлопчатобумажной ткани. Конец XIX в. Западно Словацкая область, г Трнава.

Известная картина художника Константина Флавицкого «Княжна Тараканова». Автор вышивки — мастер декоративно-прикладного искусства Украины Бондарева Е.C.

Ну, а поскольку вершины мастерства осваивать нужно с малого, предлагаю вашему вниманию вышивку гладью, которой можно украсить предметы быта:

Такая несложная монограмма может украсить столовое или постельное белье. Контур буквы выполнен тамбурным швом, листик — гладьевым швом. Дырочки — прорезная гладь- выполняются так: вначале контур отверстий прошивается стежком вперед иголку, отверстие внутри прокалывается дыроколом. Самые маленькие отверстия можно проколоть вязальной спицей. Затем края отверстий обшиваются гладьевым валиком. Все!
А вот еще один пример того, как незатейливый сюжет может стать основой для привлекательной вещицы. В журнале «Лена-рукоделие» была опубликована подушка с рыбками. Мне эта идея очень понравилась, но я применила ее для создания пляжной сумки.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *