0

Вышивание крестиком история

Вышивка крестом

Схема выполнения стежков

Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.

Вышивка крестом — один из видов рукоделия, искусство которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.

Так как вышивание крестом производится при помощи иголки, служащей как бы острым продолжением или окончанием нитки: шерстяной, бумажной или шёлковой, то и иголка, пока она не стала металлической и не дошла до современного её усовершенствованного состояния, выделывалась из самых разнородных материалов: из дерева, кости, а в глубокой древности и у дикарей на это шли древесные иглы, рыбьи кости, щетина и прочее. Вышивают нитками, бумагой, шерстью, шёлком, золотом, серебром, с использованием бусин, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блёсток, а также и монет (реже всего).

Вышивки Ирана и Индии отличаются множеством растительных мотивов, изображением птиц, животных и классических национальных литературных сюжетов. Вышивки Византии, отличающиеся красотой шёлкового шитья (золото, серебро), разнообразными узорами, оказали значительное влияние на развитие искусства вышивки крестом во многих странах Европы в период средневековья, когда появились свои уникальные расцветки, орнаменты, и техника вышивки крестом, индивидуальная для каждой национальности.

Виды вышивальных техник

  • Простой крест начинают вышивать справа сверху по диагонали налево вниз, а заканчивают справа снизу по диагонали налево вверх. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении, ровно, как и нижние в противоположном направлении.
  • Полукрест — первый стежок шитья «простого» крестика.
  • Удлинённый крест — техника вышивания этого крестика аналогична простому крестику, только крестик заполняет не одну клетку канвы, а две или три клетки, расположенные вертикально.
  • Удлинённый крест со строчкой — удлиненный по высоте крест с небольшим горизонтальным стежком в центре.
  • Славянский крест — перекрещивающиеся с наклоном удлинённые крестики.
  • Прямой крест — состоит из вертикальной и горизонтальной линий.
  • Чередующиеся крестики — эта вышивка состоит из обыкновенных крестиков и других прямых. Начинают вышивать слева направо; проводят нитку через четыре вертикальные нитки и между четырьмя горизонтальными сверху вниз.
  • Двойной, или «болгарский», крест — чередование простых крестиков и между ними маленьких прямых.
  • Саккинин крест — сакнитский вид вышивания
  • «Звёздочка» — ещё один вид перекрещивания, состоящий из прямого крестика, на который накладывается четыре наклонных диагональных стежка такого же или меньшего размера.
  • Крест Левиафан — шов отличается от простого крестика тем, что осложнён ещё двумя перекрещивающимися линиями (вертикальной и горизонтальной).
  • Рисовый шов — сначала заполняют весь фон большими крестами через четыре и четыре нитки, а затем только приступают к рисовым стежкам.
    Это стежки, проходящие через концы четырёх разветвлений большого крестика так, что они сходятся в пространстве между крестиками, образуя, в свою очередь, новый крестик. Для первых крестиков берут довольно толстую нитку, а для вторых — более тонкую нитку другого цвета.
  • Итальянский крест — состоит из 8 стежков, первые 4 повторяют болгарский крест, остальные «окаймляют» его по периметру клетки, соединяя верхние, правые, нижние и левые углы между собой.

Математическое моделирование в вышивке крестом

Экранная форма программы Inkscape (7 типов симметрий бордюров)

Симметрия — это самое яркое композиционное средство, с помощью которого создают элементы вышивки (орнаменты). Изучение орнаментов вышивки не ограничивается знаниями об их видах, цветовом решении или других характеристиках внешнего вида.

Важной составляющей является способ образования композиций орнаментов и их размещение на плоскости. Для создания бордюров — линейных орнаментов используют такие преобразования: параллельный перенос; зеркальная симметрия с вертикальной осью; зеркальная симметрия с горизонтальной осью; вращающаяся (центральная симметрия).

Виды решетчатых орнаментов, созданных с помощью программы «Inkscape» (12 групп симметрии решетчатых орнаментов из 17, которые не приводят к изменению угла расположения крестов)

Наиболее распространены полосы орнаментов вышивок (бордюры). Всего существует 7 типов симметрий бордюров. Создания бордюров (орнаментальных полос) можно выполнить с помощью программы Inkscape. Полученные бордюры можно использовать для отделки современной женской одежды.

Однако, кроме бордюров существуют орнаменты, которые заполняют всю плоскость, например, решетчатый орнамент. Его располагают по невидимой решетке с различными формами ячеек.

Чаще всего в народной одежде используют прямоугольную решетку. Это можно объяснить тем, что использование структуры ткани или канвы накладывали ограничения на расположение крестов (кресты не могли быть расположены под углом к ​​нитям основы и утка). То есть группы симметрии, которые приводят к изменению угла расположения крестов (например ячейка решетки, равносторонний треугольник) не используют.

Хотя различают 17 групп симметрии решетчатых орнаментов, определено, что при вышивке крестом используют только 12 групп.

Каждая из групп симметрии имеет свой код. Он характеризует симметрию с помощью которой, этот орнамент построен. Эти коды используют при «создании узоров из клонов» в программе «Inkscape».

Каждый из кодов группы симметрии может быть описан словесной формулой. С каждой группой симметрии связано своё зрительное восприятие.

Решетчатые орнаменты можно использовать для создания орнаментов вышивки, контуры которой соответствуют деталям швейных изделий.

Примечания

  1. 1 2 Засорнова Ірина Олександрівна. Розробка процесу оздоблення вишивкою жіночих костюмів з урахуванням українських народних традицій.- Дисертація канд. техн. наук: 05.18.19, Хмельниц. нац. ун-т. — Хмельницький, 2012.- 210 с. : рис., табл.
  2. Розробка програмного модуля «Vishivanka» для заповнення довільної ділянки орнаменту вишивки подвійними хрестоподібними елементами і створення ПКВМ І. О. Засорнова, О. С. Засорнов // Вісник Хмельницького національного університету. Технічні науки. — 2014. — № 2. — С. 133—138.
  3. Пат. 65990 України, МПК D05C 17/00. Хрестоподібний елемент для заповнення орнаменту вишивки / Засорнова І.О., Засорнов О. С., Сарана О. М. заявник і патентовласник Хмельницький національний ун-тет. — №u201104894; заявл. 19.04.2011; опубл. 26.12.2011; бюл. № 24.
  4. Розробка процесу оздоблення вишивкою жіночих костюмів з урахуванням українських народних традицій : автореф. дис. … канд. техн. наук : 05.18.19 / І. О. Засорнова; Хмельниц. нац. ун-т. — Хмельницький, 2012. — 21 c. — укp.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

История возникновения и развития вышивки крестом

История возникновения и развития вышивки крестом

Вышивка крестом – это наиболее распространенный вид народного искусства. Точно неизвестно о том, когда и где впервые начали вышивать. Но история возникновения вышивания предположительно идет вместе с появлением первого стежка, который был сделан каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Материалом для вышивки крестом служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка и шерсти, также применяли натуральный волос. Как и в первобытные времена, вышивка крестом применяется для украшения одежды, обуви и жилища.

Со временем искусство украшения материалов с помощью нитей и иглы совершенствовалось и развивалось. На сегодняшний день под вышивкой понимают искусство украшения тканей и готовых изделий орнаментом или сюжетным рисунком. К тому же вышивка может выполняться не только ручным, но и машинным способами.

Сохранившаяся вышивка помогает нашим современникам ощутить всю атмосферу прошлого, понять особенности каждого народа в отдельности. Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, созданы были еще на территории Древнего Китая и ученые относят их к VI-V векам до н.э.

Русская вышивка имеет свою многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, которые относятся к IX-XII векам. Люди издавна передавали красоту природы, свои ощущения условными знаками и узорами: крестами, линиями, ромбами и многими другими способами. Также и наши предки выражали свое восприятие к непонятным явлениям природы, к окружающему миру с помощью условных знаков – символов. По народным поверьям, вышивка крестом должна была не только украшать одежду, предметы быта, но и оберегать от любого зла. Особенно ценными в этом плане считались обыденные полотенца. Над созданием такого полотенца работали одновременно несколько мастериц. Если же они начинали делать работу на рассвете и заканчивали ее до того, как сядет солнце, то изделие считалось способным оберегать от различных болезней, от злых сил или стихийных бедствий.

Первоначально вышивка на Руси была занятием для избранных, в их число входили монахи и представители знати. Материалом для работы служили дорогие ткани – шелк или бархат, жемчуг, драгоценные камни, серебряные или золотые нити. Подобной вышивкой украшали не только одежду бояр и членов царской семьи, но и облачения церковнослужителей, убранство для храмов. Одной из самых искусных мастериц того времени была Ксения — дочь известного русского царя Бориса Годунова. До наших дней сохранилась ее работа, выполненная в 1601 году. Это было покрывало, которое она сделала специально для царского престола. Начиная с XVIII века, вышивка перестает быть привилегией знати. Она переходит в разряд обязательных занятий простых крестьянских девушек. Безусловно, их работы выполнялись не из дорогих материалов. Но художественная ценность их была ничуть не меньше. Крестьянские рукодельницы умело подбирали узоры, сочетали цвета и мастерски выполняли различные стежки, все это помогало им создавать невероятной красоты шедевры.

Вышивкой в то время занимались, в основном, женщины. Девочек начинали учить вышивать уже с 5 -6 лет, а к 13 — 15 годам они должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые крестом скатерти, подзоры, полотенца (их было около ста) и головные уборы. Уже перед самой свадьбой устраивали публичный показ приданого, что свидетельствовало о трудолюбии, аккуратности и мастерстве невесты.

Русская вышивка была очень подвержена влиянию рукоделия со стороны Византии. Поэтому переплетение стилей часто присутствует в работах мастериц. Но сочетание исконно русских мотивов с наследием иностранных школ вышивания нисколько не портит, а даже наоборот, привносит в этот вид рукоделия особые прелесть и неповторимость.

Вышивка крестом современного мира немного видоизменилась, но все же начало она берет именно из древних времен. Сейчас мода на изделия ручной работы, а особенно на вышивку крестом, то проходит, то появляется вновь, заставляя брать в руки иголку и нитки не только женщин, но и мужчин. Многие представители сильного пола увлекаются именно вышиванием крестиком и создают великолепные полотна.

Умение вышивать крестом позволяет внести в интерьер нотку самобытности и романтики, реализовать свои творческие способности и фантазию, сделать подарки родным и близким, и, наконец, скоротать вечер за приятным занятием. Вышивать крестом довольно легко и просто, достаточно всего лишь научиться прокладывать наклонные стежки, а со временем придут умение и опыт, которые позволят вам быстро и аккуратно выполнять работы любой сложности.

Надеемся, что данная история возникновения и развития вышивки крестом поможет вам глубже изучить истоки вашего любимого вида рукоделия. Давайте и мы постараемся сохранить этот великолепный вид искусства, и будем радовать не только себя, но и людей, которые смогут полюбоваться вашей работой, вышитой крестом.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *