Винтовые сваи имеют различные характеристики. Их не так много: из важнейших следует выделить длину, диаметр сечения и массу элемента. Также для применения в строительстве важно знать свойства материала, который служит сырьем для изготовления конкретной марки свай, и ряд дополнительных параметров.
Технология использования винтовых свай в строительстве имеет историю в несколько столетий. За этот период изделия доказали свою практическую ценность и заслужили повсеместное применение для возведения зданий и сооружений различных характеристик и назначения.
Размеры винтовых свай отличаются большим разнообразием, но все они разработаны с учетом практической ценности и оптимального применения в строительстве.
Вес, масса и размеры винтовых свай
Сваи винтовые имеют вес и размеры, разработанные и утвержденные строго в соответствие с ГОСТами. А нормативные документы, в свою очередь, основаны на многочисленных практических испытаниях и экспертизах. В ходе такого многоступенчатого процесса удалось подобрать оптимальные размеры с учетом несущих характеристик.
Размеры винтовых свай
В приведенной ниже таблице указано соответствие диаметров и длины сваи к рабочей массе конструктивного элемента.
Длина сваи, м
Диаметр сваи, мм
57
76
89
108
133
159
1650
11 кг.
12 кг.
14 кг.
22 кг.
27 кг.
38 кг.
1800
11 кг.
13 кг.
15 кг.
23 кг.
29 кг.
41 кг.
2000
12 кг.
14 кг.
17 кг.
25 кг.
31 кг.
45 кг.
2500
14 кг.
17 кг.
20 кг.
30 кг.
38 кг.
55 кг.
3000
16 кг.
19 кг.
23 кг.
35 кг.
44 кг.
64 кг.
3500
18 кг.
22 кг.
26 кг.
40 кг.
51 кг.
74 кг.
4000
20 кг.
25 кг.
29 кг.
45 кг.
57 кг.
83 кг.
4500
22 кг.
27 кг.
32 кг.
50 кг.
63 кг.
93 кг.
5000
24 кг.
30 кг.
36 кг.
55 кг.
70 кг.
102 кг.
5500
26 кг.
33 кг.
39 кг.
60 кг.
76 кг.
112 кг.
6000
28 кг.
36 кг.
42 кг.
65 кг.
84 кг.
121 кг.
6500
30 кг.
39 кг.
45 кг.
70 кг.
90 кг.
131 кг.
7000
32 кг.
42 кг.
48 кг.
75 кг.
97 кг.
140 кг.
7500
34 кг.
45 кг.
51 кг.
80 кг.
103 кг.
150 кг.
8000
36 кг.
48 кг.
54 кг.
85 кг.
110 кг.
159 кг.
8500
38 кг.
51 кг.
57 кг.
90 кг.
116 кг.
169 кг.
9000
40 кг.
53 кг.
60 кг.
95 кг.
124 кг.
178 кг.
Диаметр винтовых свай служит ключевым параметром при использовании в строительстве. Длина может быть изменена с помощью простой нарезки первоначального прута, а вот диаметр закладывается в проекте и с учетом этого изготавливается на производстве. Архитектор, при выборе свайно-винтового типа основания для будущего строения, обязан точно рассчитать не только параметры фундамента, но и оптимальные габариты и характеристики свай.
Вес, размер, масса и другие характеристики винтовых свай
Рассмотрим винтовые сваи, размеры и характеристики которых играют важную роль при формировании несущей способности фундамента. Установлены средние несущие способности для каждого типа сваи: например, диаметр 76 мм обеспечивает надежную опору для нагрузки в 3 тонны; диаметр 108 мм увеличивает несущую способность до 5-7 тонн. Особенность конструкции заключается в том, что вес самой сваи не оказывает влияния на несущие характеристики будущего основания.
Самая распространенная длина сваи составляет 2,5 метра. Такая величина обеспечивает надежность конструкции и качество основания для любого типа здания. В целом, на современном строительном рынке присутствуют сваи с длиной от 0,5 метра до 11,5. Хотя большинство из них редко применяются в производстве.
Как уже упоминалось, вес винтовой сваи 108 мм способен обеспечить достаточную опору для нагрузки до 7 тонн. Отсюда следует вывод – конструкция сваи служит лучшим примером рационального использование материалов. При минимальных вложениях и точном следовании проекту удается создавать строения высокой прочности и безопасности.
Винтовые сваи: связь размеров и допустимой нагрузки
При организации строительства следует тщательно подойти к разработке проекта – так вы получите отличный результат и сократите не только расходы и время производства работ, но и риски деформаций конструкции со временем.
Размеры сваи обеспечивают определенный показатель нагрузки, которую они способны выдержать. При расчете свай требуется знать все конструктивные элементы и параметры каждой части строения. Архитектор анализирует материалы, используемые в строительстве, конструкцию здания, показатели нагрузки на основание и многое другое. Только после тщательного расчета можно определить лучшим тип сваи, без лишних трат и с достаточной прочностью.
При расчете свай закладывается некоторый процент «для запаса прочности» — это обязательно и описывается в проекте.
Какой диаметр свай выбрать
Сваи винтовые большого диаметра гарантируют высокую прочность, но при строительстве малого здания не смысла тратить деньги на нереализуемый потенциал. Поэтому к выбору сваи следует подходить внимательно и учитывать многие факторы.
Свойства грунта на участке застройки. Для получения достоверных сведений о состоянии грунта перед разработкой проекта проводят комплекс геологических изысканий. После этого, на основе анализа лабораторных исследований проб почвы и проектируемых данных строения, переходят к подбору сваи.
Рельеф местности и параметры уклонов на участке.
Особенности самого фундамента и его отдельных частей.
Диаметр винтовых свай
При расчете длины сваи важно знать уровень залегания грунтовых вод. Если участок заболочен, или имеет рыхлый грунт, то определяется глубина закладывания сваи таким образом, чтобы опора испытывала воздействие грунта на определенном протяжении ствола – так обеспечивается вертикальное положение сваи.
Несущая способность винтовых свай:
Пластичность для глины
Расчетное сопротивление грунта (кг/см2)
Несущая способность винтовой сваи 89×300 (т) при глубине залегания лопасти (м)
1,5 м
2,0 м
2,5 м
3,0 м
Глина
Полутвердая
6
4,7
5,4
6
6,7
Тугопластичная
5
4,2
4,9
5,6
6,3
Мягкопластичная
4
3,7
4,4
5
5,8
Супеси и Суглинки
Полутвердая
5,5
4,4
5,1
5,8
6,5
Тугопластичная
4,5
3,9
4,6
5,3
5
Мягкопластичная
3,5
3,5
4,2
4,8
5,5
Лёсс
Мягкопластичная
1
2,2
2,9
3,6
4,3
Пески
Средние
15
9
9,7
10,4
11,1
Мелкие
8
5,6
6,3
7
7,7
Пылеватые
5
4,2
4,9
5,6
6,3
Выбор диаметра опоры гарантирует прочность всей конструкции. Рассчитать его невозможно без тщательного анализа и сбора данных относительно конкретного объекта. Только так достигается оптимальное сочетание затрат и качества полученного результата.
Процесс закладки свай осуществляется с соблюдением технических норм проведения работ. От исполнителя требуется обеспечить сохранность сваи, ее вертикальность и выход на установленную глубину.
По подбору диаметра можно дать следующие рекомендации:
сваи диаметром 57 мм рекомендуется использовать для фундамента под легкий забор из штакетника, сетки-рабицы и других подобных материалов;
винтовые сваи 76 мм подойдут для более тяжелого забора из профнастила, а также их можно использовать для лёгких сооружений: беседки, террасы или т.п.;
сваи диаметром 89 мм лучше использовать при обустройстве бани, постройке хозблока, ну и возможно тяжелого деревянного забора;
если же Вы планируете строить деревянный дом или домик для дачи, а может быть пирс для лодки, то смотрите в сторону свай диаметром как минимум 108 мм
Все характеристики винтовых свай для конкретного объекта закладываются в проекте. Им нужно неукоснительно следовать – любое отклонение дополнительно согласовывается с проектировщиками. Расчет параметров свай представляет собой комплексные математические расчеты, поэтому архитектор обязан делать их точно и внимательно.
Какую длину свай выбрать
Отдельно следует отметить, что план фундамента также определяет требования к сваям. Здесь может быть предусмотрено несколько рядов свай, или неравномерное распределение нагрузки – в таких случаях применяются опоры различного размера.
Длина винтовых свай
Винтовые сваи разной длины обладают различными характеристиками и закладываются только после расчета и утверждения архитектором. Нет нужды делать длинные прутья, если это не принципиально для проекта.
Общие рекомендации по выбору длины винтовой сваи:
Регион
Длина сваи (Глубина залегания плотного грунта + Глубина промерзания грунта + Высота цоколя + Участок расположения монтажного отверстия)
Центральный регион (Москва, Пенза, Санкт-Петербург и т.д.)
Расчет количества винтовых свай с помощью калькулятора
Калькулятор свай Если вам необходимо рассчитать количество винтовых свай, которые потребуются для строительства фундамента на вашем объекте, вы можете сделать это, не выходя из дома. Вам нужно только знать первичные параметры. Необходимо подсчитать количество углов и стыки внешних стен с несущими перегородками. В указанных местах и должны располагаться сваи, они должны идти по периметру с шагом не более трех метров. Если вы планируете установить камин, то, в зависимости от его веса, вам необходимо установить под него от одной до четырех свай. Воспользуйтесь онлайн-калькулятором расчета количества свай на нашем сайте. Помимо необходимого количества, вы сможете узнать также их предварительный диаметр и длину. Расчет свайного поля онлайн достаточно прост, Вам требуется только внести данные в соответствующие поля:
Укажите длину сторон вашего строения.
Укажите тип строения – беседка, баня, дом, гараж, бытовое сооружение и т.д.
Укажите при необходимости кол-во этажей. Примечание:дом с мансардой будет считаться 1,5-этажным строением.
Выберите строительный материал вашего сооружения.
Укажите тип грунта на участке.
Укажите количество углов планируемого дома.
Укажите высоту цокольного этажа из предложенных вариантов.
Отметьте, собираете ли вы устанавливать камин/печку.
Нажмите на кнопку «Рассчитать».
Конечно, данный расчет является предварительным, он послужит ориентиром при планировании бюджета и дальнейшего заказа.
Винтовой фундамент служит отличным решением с точки зрения экономии времени и денег, а также по показателям качества итогового результата. Кроме того, монтаж такого типа основания прост и не вызывает затруднений у строителей. В некоторых случаях, застройщик может выполнить установку своими силами (частное домостроение).
Метки: Винтовые сваи
3 простых способа сделать паспарту для картины своими руками
Dum spiro, spero
18:22
2018-11-28
Оформить картину, фотографию, вышивку и прочее, можно различными способами. Один из них — паспарту или эстамп. По своей сути — это картонная (но можно брать и плотную бумагу), сделанная особым образом. Изготовить паспарту для картины своими руками очень просто, в этой статье мы расскажем про три самых популярных способа. Видео тоже будут.
Паспарту для картины своими руками
Прежде, чем приступить к изготовлению этого декоративного элемента, важно отметить некоторые тонкости его выбора. Прежде всего, зачем нужно такое оформление?
Это красиво и оригинально, плюс ко всему, помогает сделать акцент на вашей работе (картине или вышивке);
Можно добавить надписи;
Не нужно подбирать рамку точно по размеру работы.
Как выбрать паспарту?
Как и в любой другой творческой работе, тут важна гармония и чувство меры. При выборе подобного оформления нужно:
выдерживать цветовую гамму, так, паспарту должно контрастировать с картиной;
выдерживать определенное соотношение сторон (ширина может быть различной, вам нужно найти тот вариант, который подойдет именно вам, часто ширина паспарту вдвое больше рамки картины).
Способ изготовления No 1 (с окантовкой)
Чтобы своими руками сделать паспарту для фото или картины нам потребуется:
картон, однако, можно взять и лист ватмана;
плотная цветная бумага или обои (да, такой вариант тоже возможен);
ножницы;
канцелярский нож;
линейка и уголок;
простой карандаш;
клей.
Чтобы сделать паспарту самостоятельно нужно запастись каплей терпения — работы немного, но она аккуратная. Мы разбили способ изготовления на простые шаги:
1. Замеряем готовую работу, для которой делаем паспарту. Затем берем лист ватмана или картона, он должен быть в два раза больше нашего фото / картины / рисунка, очерчиваем прямоугольник, совпадающий с размерами готовой работы (можно просто обвести картину).
Важно, чтобы расстояние от краев картона, до границы работы было одинаковым.
2. Теперь вырезаем наш обведенный прямоугольник. В итоге получится лист ватмана, с окошком посередине.
Затем нужно изготовить кант из цветной бумаги, или обоев. Для этого нужно нарезать 4 полоски шириной 4 см (2 полоски по длине равны ширине нашей картины, а 2 — ее длине).
Затем, вырезанные полоски сгибаем вдоль пополам. Посередине оставляем узкий кантик шириной 2 миллиметра.
3. Далее нужно выполнить подгонку полосок, просто приложите их ко внутреннему окошку в ватмане, отмерьте и обрежьте внутренние уголки.
4. Затем надо приклеить кант к картону.
Важно! Наносите клей на картон ил ватман, так как цветная бумага имеет меньшую плотность и может испортиться. И уделяйте внимание стыкам в уголках.
5. После того, как клей высохнет, приложите фото или рисунок с обратной стороны, подгоните так, как вам больше нравится, зафиксируйте и можете вставлять в рамку.
Если в паспарту вы оформляете вышивку — то ее предварительно нужно зафиксировать на листе плотного картона. Можно использовать для этих целей обычный канцелярский степлер.
Способ изготовления No 2 (популярный)
Для изготовления паспарту этим способом потребуется:
рамка для картины;
лист картона, ватмана, обоев или акварельной бумаги;
ножницы и канцелярский нож;
клей;
линейка.
Статья почти по теме: Как сделать закладку для книги своими руками — огромное количество идей и вариантов.
1. К каждой рамке для фото (картины) прилагается картонка, та, которая фиксирует изображение сзади. И если она плотно прилегает, то возьмем ее за основу нашего паспарту. Для этого берем картонку, кладем на лист ватмана или акварельной бумаги, обводим и вырезаем прямоугольник нужного размера.
2. Дальше на нем необходимо найти середину. И от нее отложить половину размера фото (картины) по высоте и ширине. Это делается для того, чтобы рисунок был по центру.
3. После чего, в соответствии с расчетами, чертим рамочку — вырез паспарту. Затем отступаем от нее 2 мм внутрь и чертим еще одну рамочку.
4. Дальше нам необходимо замерить наименьшую ширину паспарту (делаем замеры от края листа ватмана). И от первой рамочки (той, что ближе к краю), начертить еще одну, по ширине, совпадающую с наименьшей шириной эстампа (в примере на видео взято чуть меньше, это допустимо). Сразу чертим линии будущих надрезов по углам.
5. Теперь нам нужно сделать глубину эстампа. Для этого берем ложку или вилку, и обратной ее стороной, по линейке, продавливаем паспарту по узенькому кантику (эти те 2 мм, которые мы очертили между первой и последней рамками).
6. Затем вырезаем внутреннюю часть листа ватмана (акварельной бумаги). Можно ножницами, можно канцелярским ножом или скальпелем, как вам будет удобнее.
7. Потом необходимо сделать угловые надрезы. Внимание! Их следует делать до рамки, которая ближе к краю.
8. Получившиеся «лепестки» загибаем внутрь по линейке, по линии, которая ближе к центру.
9. Клеем, в одной точке, на паспарту фиксируем наше фото / рисунок изнутри. Лучше брать ПВА — он не оставляет следов. И убираем в рамку под стекло.
Пошаговое видео
В видео все описано и наглядно показано.
Способ изготовления No 3 (простейший)
Чтобы сделать паспарту своими руками этим способом, нужно подготовить:
картон, ватман, обои, иными словами, все, что вам больше нравится и подходит к рисунку;
ножницы, канцелярский нож;
клей;
линейка.
Определяемся с размерами эстампа. Обычно с каждой стороны он больше готового фото на 5-7 см.
Остальные шаги в коротком видео. Вы удивитесь, насколько это простой способ.
Как сделать из фото шедевр: советы
Очень оригинально и уютно смотрятся эстампы из ткани.
Если вместо обычного ватмана брать обои, то такая картина, будет гармонировать со стеной.
При выборе ширины паспарту помните — яркое и большое изображение будет эффектней смотреться в широкой рамке, а маленькое — в узкой.
Эстамп в романтическом стиле можно украсить кружевом, цветами, ленточками и другими милыми мелочами — это придаст дополнительный шарм.
То же касается и детских рисунков или фото: из можно украсить пуговками, забавными изображениями игрушек и так далее.
Весьма выигрышно смотрятся двойные эстампы.
Идеи для вашего вдохновения
* Все фото кликабельны, взяты из Pinterest, а копирайты сохранены.
В общем и целом, паспарту можно декорировать как угодно, и чем угодно. Все зависит от вашей фантазии, а смотреться такая рамка будет великолепно!
#дом и уют #хендмейд
Испытания свай (испытания грунтов сваями)
Проектные организации при разработке конструкторской части документации с применением свайных фундаментов рассчитывают несущую способность сваи на основании данных инженерно-геологических изысканий.
Для получения же фактического значения несущей способности сваи, перед началом массовой забивки, проектом предусматриваются т.н. пробные сваи, после получения результата испытаний которых, конструктор принимает решение о подтверждении принятых проектом длин свай их количества, либо вносит изменения в проект свайного поля, меняя длину, либо шаг свай.
Отдых свай перед испытаниями
Перед испытаниями сваи должны отстояться для того чтобы восстановились структурные связи в грунтах и, соответственно, свая показала реальные результаты. Время т.н. «отдыха» сваи перед испытаниями согласно ГОСТ составляет:
1 день — в случае если под острием сваи крупнообломочные грунты, или плотные пески
3 дня — для песчаных грунтов
6 дней — для глины и разнородных грунтов
10 дней — для водонасыщенных песков
Для Москвы и Московской области в 95% случаев, время «отдыха» сваи принимают 6 дней с момента забивки.
Динамические испытания свай
Суть динамического испытания заключается в замере отказа (осадки сваи) при сбрасывании дизель-молота на оголовок уже погруженной на проектную отметку сваи. Данный тип испытаний может использоваться для любых типов забивных свай. Также можно испытать несущую способность забитых труб (шпунта).
Дизель-молот, без подачи топлива, то есть «вхолостую» сбрасывается с определенной высоты (для используемых нашей компанией молотов с ударной частью 2,5 тонны высота сброса — 1,8 метра). Далее лаборант замеряет осадку сваи с помощью специального прибора отказомера, либо обычным нивелиром. В случае если осадка слишком мала, записывается значение осадки (отказа) с 10 холостых ударов. На основании полученных результатов, лаборатория рассчитывает несущую способность сваи и выдает отчет установленной формы со всеми графиками и расчетами.
Преимущества динамических испытаний:
— в низкая себестоимость
— время, затрачиваемое на испытание составляет не больше 20 минут (к концу дня можно получить отчет)
— достаточно точные показатели несущей способности
Обычно, проектировщик назначает динамические испытания до 1% от общего количества свай.
Пример отчета по динамическим испытаниям свай.
Статические испытания свай
Суть статического испытания сваи заключается в том, чтобы «нагрузить» забитую сваю сверху и отследить ее осадку при ступенчатом увеличении нагрузки. Вариантов как надавить на сваю существует несколько. Можно соорудить специальный стенд и, например, краном, добавлять бетонные блоки сверху. Но гораздо проще создать систему с помощью анкерных свай. Именно такую систему испытаний применяет наша компания на каждом объекте. Обратите внимание на фото внизу. Посередине небольшое синее устройство — это гидравлический домкрат. Он стоит между испытуемой сваей и большой металлической балкой. При увеличении давления, домкрат опираясь о балку (или систему балок) давит на нашу испытуемую сваю с заданной нагрузкой. В свою очередь балка крепится к т.н. «анкерным» сваям, для чего оголовки анкерных свай разбиваются, а арматура свай приваривается к балке. Анкерных свай, в зависимости от предполагаемой нагрузки может быть от 2 до 6 штук. Домкрат оснащен манометром. Свая нагружается ступенями. Показатели осадки на каждой ступени фиксируются. В случае если осадка превышает определенное значение, испытания прекращают и в результат испытаний записывают показания давления на предыдущей ступени.
Основное преимущество статических испытаний заключается в том, что при испытании имитируется реальная работа сваи в фундаменте. Зато стоимость такого испытания приблизительно в 10 раз больше в сравнении с «динамикой».
В среднем, стоимость испытания свай динамической нагрузкой составляет 6 тысяч рублей, статической — 60 тысяч.
Глава IV. Опорные элементы в трактовке рисунка
Книга Грегга м ферса «Тайный мир рисунка»
1.5 Mb. Pdf просмотр
страница
4/10
Дата
14.09.2017
Размер
1.5 Mb.
Тип
Книга
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Навигация по данной странице:
Подход к интерпретации рисунка
Что выглядит странным
Чего не хватает
Глава IV. Опорные элементы в трактовке рисунка Диагностические и терапевтические средства Следуй заходом рассуждений. Сократ Нигде в объемном наследии Юнга не описан системный подход к расшифровке рисунков, что достойно сожаления , поскольку интерпретация рисунков имеет сходство с анализом сновидений. Однако попытки подробно исследовать это сходство не предпринимались. Сьюзан Бах, чьи цитаты приводились выше, разработала некоторые рекомендации, а Йоланде Якоби написала одно из первых руководств, облегчающих задачу интерпретации рисунков. Описанные в этой главе опорные элементы объединяют как представления о ведущих принципах (буквально, направляющих линиях ред, которыми руководствовались Бах и Якоби, таки более поздние разработки других специалистов. Вместо термина ведущий принцип я предпочитаю использовать выражение опорный элемент, поскольку это именно тона чем фокусируется наше внимание в рисунке, указывая возможной подход к дальнейшей психологической работе с пациентом. Естественно, нам никогда не следует забывать, что исключительно по одному лишь опорному элементу нельзя судить о психологическом состоянии человека для этого необходим анализ сочетаний многих опорных элементов и их характеристик. В этой книге я говорю только о рисунках, однако, схожие опорные элементы можно обнаружить в керамике, коллажах, фотомонтажах, скульптуре и других видах искусства. По завершении своей работы, авторы рисунков имеют возможность при желании обсудить их со мной. В большинстве случаев комментарии либо немногословны, либо их вообще нет. Чаще всего то, что мне говорилось, было попыткой рационального объяснения и имело мало отношения к бессознательному содержанию, к более важному внутреннему смыслу. Это же наблюдается и при анализе сновидений. Пациент хочет объяснить сонно рациональное объяснение зачастую почти не имеет отношения к содержанию бессознательного данного пациента. Цель всей этой книги, ив особенности ее части, посвященной подробному анализу опорных элементов в интерпретации приведенных иллюстраций помочь аналитиками терапевтам поближе познакомиться с диагностическими проективными техниками. Задача непростая , поскольку терапевты обладают разным объемом знаний в данной области. Поэтому спектр рассматриваемых мною опорных элементов широк они призваны облегчить работу терапевта, указывая возможные направления развития аналитического процесса. Мы уже говорили о развитии комплекса и о его возможных внешних проявлениях. Мы сознаем, что соприкосновение с любым аспектом комплекса отражается на всей его структуре. Независимо о того, к какой части комплекса мы прикоснулись, он сами его сила меняются. Не будем упускать из виду эту важную мысль и вернемся к рисункам. Мы знаем, что их содержание бессознательно, и что оно активирует психическую энергию. Эта энергия , несомненно, каким- то образом связана с комплексом. Итак, с чего начать работу с рисунком Неважно, с чего начать, поскольку все индивидуальные комплексы взаимосвязаны на каком- то уровне. Мы можем начать с анализа цвета, формы, размеров, направления движений и т. д важно то, что комплекс невероятно сложно переплетается со всеми этими атрибутами рисунка. Терапевт и пациент в первую очередь обращаются к тому, о чем сообщают символы. Эти сообщения проявляются в опорных элементах рисунков, привлекая внимание терапевта и его клиента. Через опорные элементы бессознательное указывает путь к исцелению. Один из главных недостатков проективных методик заключается в опасности не распознать исключительную индивидуальность каждой работы. Рисунки являются результатом субъективного творчества. Художественные взгляды, цветовая тональность, пристрастия и антипатии и т. д. все это субъективные черты, проявляющиеся в зависимости от индивидуальности человека. Эти черты будут приниматься во внимание при анализе рисунка, однако наиболее информативной будет оценка его психологического содержания , чувства, сообщаемого им. Рисунки, приведенные в этой главе, были собраны в Соединенных Штатах, Англии, Германии, Голландии, Швейцарии, Финляндии, Швеции, Канаде и Австралии. Все рисунки подразделяются на две категории спонтанные рисунки и рисунки- экспромты, объяснение которых дается во Введении. Все они были выполнены либо в свободной манере, либо на заданную тему. Свободная манера дает человеку возможность изобразить то, что интересно ему самому. Заданные темы могут различаться , но обычно используются следующие Кинетический Рисунок Семьи в Прошлом (КРСП), изображающий автора в пятилетнем возрасте и членов семьи, занятых каждого своим делом, нарисованных, по возможности, не схематически, или современный Кинетический Рисунок Семьи (КРС) изображающий, желательно не схематически, автора и чем- либо занимающихся членов его семьи. Также в книге приведены несколько рисунков, выполненных на другие темы в соответствии с определенными заданиями, обусловленными конкретной ситуацией. Например, один такой рисунок сделал пациент, подвергающий сомнению свою способность добиваться успеха. Я дал пациенту задание нарисовать, как он сам срывает яблоко с дерева. Рисунки могут научить нас очень многому, и, знакомясь с приведенными в данной книге иллюстрациями, мы только начинаем понимать и учиться интерпретировать тот язык без слов, которым говорит душа Этот способ невербального общения очень помогает в моей специфической работе с тяжелобольными пациентами, а также со здоровыми детьми и взрослыми. Я стал использовать рисунки для выявления проблемных областей у здоровых людей и для оказания помощи развитию их личности. Таким образом, рисунки в этой книге служат иллюстрацией к моему опыту общения , как с больными, таки здоровыми людьми. Подход к интерпретации рисунка Впервые приступая к интерпретации рисунка, человек делает это с опаской потому, что данный метод психологической работы это путь первопроходца, на котором его ждет неизвестность и отсутствуют твердые правила. Неискушенному человеку трудно представить, как можно увидеть то, что говорит рисунок. Слышать глазами чрезвычайно трудно, однако именно человек, испытывающий опасения по поводу интерпретации рисунков, скорее всего, преуспеет в этом деле. Он не только боится , что не знает чего- то, зачастую он осознает свое незнание, ив определенном смысле это к лучшему. Знание заложено в рисунке, к нему надо лишь прислушаться «. Короче говоря , есть только одно правило интерпретации рисунков осознавать свое незнание. Помня об этом, терапевту, анализирующему рисунки, надлежит опираться в работе натри принципа. Принцип номер один всегда следует запоминать самое первое впечатление от рисунка. Ненужно сразу приступать к интерпретации, лучше сосредоточиться на своих первоначальных ощущениях Вспомните пример изучения Фрейдом статуи Моисея из первой главы. Необязательно делиться своими первыми впечатлениями с пациентом аналитику важно определиться в своих ощущениях и, вероятно, лучше будет не говорить о них в течение некоторого времени. Например, если вам в картине видится чудовище, а пациент, напротив, видит ангельское существо, это может служить показателем, насколько близок терапевт или далек от понимания действительного состояния души пациента, а также кому из них ближе внутренний, а кому внешний мир. Пациент может заявить, что кровожадный дракон (которого он воспринимает как ангела) на рисунке представляет его жену. Это может быть весьма близко к правде бессознательного, и поэтому в данном случае впечатление аналитика довольно верно, ион близок к бессознательному миру пациента. Независимо от своих действий, терапевту нив коем случае нельзя фиксироваться на определенных заключениях на основе личных ассоциаций напротив, он должен способствовать развитию ассоциаций у пациента, давая , таким образом, выход таинственными неясным подавленным содержания м. Анализ рисунка не признает поспешности. В своей книге Assessing Personality Through Tree Drawings (1977, стр. 63), Карен Боландер советует уподобляться первобытному человеку, способному вчувствоваться » в то, что он воспринимает. Сэр Лоренс ван дер Пост описывает то, как бушмен часами скрытно выслеживает свою добычу, как он упорно преследует свою цель, не проявляя ненужной поспешности. Первобытный человек отождествляет себя со своей целью и устанавливает с ней психический контакт. Схожие отношения следует устанавливать и с рисунком. Приходящие на ум конкретные интерпретации следует отмечать и запоминать, сохраняя для последующего использования . Сначала чувственное восприятие, интерпретации – потом. Принцип номер два аналитик должен стать исследователем. Бессознательное по- разному подает свой голос в разных рисунках и его проявление в каждом отдельном рисунке требует беспристрастного анализа. Методичный обзор опорных элементов является наилучшим путем для терапевта, упорядочивающими направляющим его аналитическую работу, и этот систематический подход может строиться наряде объективных реакций терапевта на использованные материалы и форму рисунка. Во — первых, стоит обратить внимание, какие материалы использованы для создания рисунка. Дорогие они или дешевые Бумага хорошего качества или обыкновенная газетная ? Есть ли соответствие между этими материалами, или они разнятся качеством Стоит задуматься , а какое значение эти моменты имеют для клиента Обесценивает ли использование дешевых материалов его работу или выражают его отношение к бессознательному Или материалы призваны компенсировать ценность работы? Во — вторых, следует обратить внимание на размер использованной бумаги, особенно в отношении к размеру самого рисунка. Если они не соответствуют друг другу, это может служить указанием на нарушение душевного равновесия у пациента, ив этом случае терапевту стоит поразмыслить, а что же стоит за этим отсутствием соразмерности, то есть, почему рисунок имеет подчеркнуто малые размеры, и не выглядит ли он таковым по сравнению с размером использованного листа. На основании полученной информации, мы можем задаться вопросом о комплементарной или компенсаторной функции либо интроверсии, либо экстраверсии. Такие общие наблюдения часто помогают аналитику составить первоначальное суждение о том, что творится в душе пациента. В некоторых случаях не менее важным является расположение рисунка на бумаге. Горизонтально расположенные рисунки несут в себе элементы повествования , в то время как вертикальные можно рассматривать как декларацию. Терапевту следует поразмыслить, что же хотел его клиент выразить посредством размещения рисунка на бумаге определенным образом. Приоритетность опорных элементов рисунка еще один фактор, весьма способствующий формированию непредвзя того взгляда терапевта на рисунок. Можно перечислить лишь несколько из тех, на которые обращает внимание исследователь. Это цвет, очертания , направление движения , размещение, количество повторяющихся объектов, а также недостающие элементы. Необязательно, что все перечисленное универсально и относится ко всем рисункам, поэтому исследователь должен разложить рисунок на составляющие и только затем принять решение, на каких опорных элементах сконцентрировать внимание. Третьим принципом, весьма часто вызывающим самые большие сложности при интерпретации рисунков, является синтез информации, полученной на основе изучения отдельных составляющих, и сведение этой информации в единое целое. Терапевту, вооруженному этими тремя принципами и приступающему к изучению конкретного рисунка, будет легче идентифицировать сами опорные элементы, а также определить, что он может сих помощью выяснить. Опорные элементы не цель, а только указатели возможного пути они определяют направление, обеспечивают фокус, они только помогают нам. Они всего лишь гибкие аналитические инструменты, а не жестко заданные рамки руководства. Некоторые исследователи, работающие с проективными методиками, создают для себя некие справочники, в которых приписывают особое значение отдельным символам, размещению рисунка на бумаге, выбору цвета и другим элементам. Другие авторы предостерегают об опасностях, связанных с применением таких справочников. Я считаю важным не делать заключительных выводов и окончательных трактовок символов, композиции и квадрантов, хотя нахожу полезным для дела наличие общих толкований или оценок, занимая при этом умеренную позицию. Аналитику не рекомендуется ни полагаться исключительно на трактовки символов, взятые из справочников, ни бросаться в другую крайность, абсолютно отрицая ценность данного подхода. Цель, которую я преследую в данной книге, устранить крайности в отношении к обоим подходам. Описанные опорные элементы предлагаются здесь в качестве вспомогательных средств для расшифровки бессознательного содержания , которое проявляется в рисунках. Описание каждого опорного элемента сопровождается иллюстрациями. Используя их, мы, будучи терапевтами, имеем возможность приблизиться к пониманию и расшифровке рисунка сточки зрения диагностики. Благодаря изучению опорных элементов, люди, абсолютно незнакомые с анализом рисунков, могут начать понимать содержания бессознательного, присутствующего в конкретном рисунке. Опорные элементы это основы, на которые можно опираться , но они нив коем случае не делать окончательных выводов. Необходимо помнить, что ни один опорный элемент не дает решающего доказательства того, что жена самом деле происходит в психике пациента, и что серия рисунков служит намного более надежным индикатором психологического и соматического состояния пациента, поскольку отдельный рисунок чаще всего служит выражением психической активности на тот момент, когда он создавался . Очень трудно расположить опорные элементы в последовательном порядке для этого не существует готовых рецептов и методов. Терапевт и пациент должны вместе определить притяжение определенных опорных элементов, их внутреннюю энергию, и с этого начинать работу. Чтобы пояснить это, первым в ряду рассматриваемых опорных элементов я поставил следующий Какое чувство передает рисунок поскольку он позволяет терапевту получить собственное впечатление от рисунка прежде, чем на него окажут влияние реакции пациента. Я поместил опорный элемент цвета вконец списка из- за продолжительности его изложения . Остальные опорные элементы я выстроил по порядку в соответствии с моим восприятием их относительной важности в развитии процесса интерпретации рисунка. Я готов выслушать предложения по изменению очередности или добавлению новых опорных элементов к моему списку. То, что я предлагаю это только первая версия Наконец, прежде чем мы пройдемся по опорным элементам, я хотел бы привести важную цитату из Юнга, имеющую отношение к анализу нарисованных сновидений: «Правда заключается в том, что здесь мы вступаем на абсолютно новую территорию, и накопление опыта является первейшим требованием. Поря ду очень важных причин, я очень опасаюсь скороспелых выводов. Мы имеем дело с процессом психической жизни вне пределов сознания , и наши наблюдения имеют косвенный характер. Пока что мы не знаем, сколь глубоким может быть наше видение. (Юнг, 1976 CW 16, стр. Начиная анализ опорных элементов спонтанных рисунков, следует постоянно помнить, что мы действительно путешествуем по неизведанной территории. Какое чувство передает рисунок Картина или рисунок всегда передают настроение. Вместо того чтобы конкретно оценивать рисунок, очень важно уловить самое первое, спонтанное впечатление и, если это возможно, постараться выразить его одним словом, например, счастье, печаль, фрустрация «, страх, несвобода. Можно также спросить автора, какие чувства испытывал он, рисуя картину, или что он ощущает, глядя на рисунок. Обнаружив расхождение с пациентом в восприятии рисунка, нельзя навязывать ему свое мнение, а следует сосредоточиться на выяснении сути отношений пациента с рисунком. Анализируя несхожие или разнообразные мнения , терапевт получает возможность лучше понять чувства пациента. Спонтанный рисунок (Рис. 12) вызывает ощущение агонии, ужаса, страха. Кэти, 16 — ти лет, нарисовала эту картину через шесть месяцев после смерти отца. Отец был ей очень близок, и после его смерти она много раз убегала из дома. Она говорит, что ее никто не любит и ощущает смерть отца как черную полосу в своей жизни. В ее восприятии отец единственный человек, который ее понимал. Испуг, страх, ужас вот те чувства, которые передает рисунок- экспромт, сделанный Эмми (Рис. 13). Ей 14 лет, она беременна и находится под опекой судебных органов, поскольку мать неспособна заботиться о ней, а отец подвергал ее сексуальному насилию. Хотя для себя она твердо решила сделать аборт в ближайшие дни, ее страшит реакция материна принятое ею решение Рис. 12 Вне меньшей степени она боится ответственности, связанной с необходимостью воспитывать ребенка и самостоятельно обеспечивать его. Социальный работник, который опекает ее, говорит, что ее страшат как возможные упреки зато, что она родила в таком возрасте, таки перспектива заботиться о ребенке. Эмми недвусмысленно передает ощущение страха в этом рисунке. Рис . 13 Радость, веселье, счастье излучает следующий рисунок. Для Хелен, 57- ми лет, Рождество, несомненно, полно смысла. Когда мы обсуждали ее рисунок, она особо подчеркнула, что в ее семье этот праздник отмечается совсем размахом, и не только один день, а на протяжении нескольких недель. Это праздничный спонтанный рисунок он полон предвкушения радости Рис. 14 Что выглядит странным При интерпретации рисунков полезным правилом будет попытка выяснить, почему некоторые объекты нарисованы необычно и выглядят странно. Например, часы с буквами вместо цифр, машина, летящая в небе, трехрукий человек, или собака с пятью ногами. Представление объекта в таком необычном виде часто указывает на наличие специфической проблемной области, о существовании которой человек может знать или не знать, нов любом случае требующей раскрытия . Рис. 15 Данный КРСП был выполнен Мэрилин, тридцати лет. Это воспоминание о себе в пятилетнем возрасте. На рисунке несколько элементов выглядят необычно. Тень, падающая от матери, начинается не у ее ног солнце у самого левого края рисунка слишком маленькое и незаконченное, ау самой Мэрилин вообще нет ни ступней, ни ног. Наиболее значительными примечательным из всего этого являются пенисовидные вилы, которыми отец грузит сено. Женщина выразила в рисунке чувство страха, которое у нее вызывала проблема половых контактов, поскольку она испытывала боязнь мужского органа и чувствовала себя уязвимой. Ее отец никогда не домогался ее, но она испытала это со стороны другого человека из их района. Она вспоминает, как отец вытирал полотенцем ее четырехлетнюю и какое выражение приобретали его глаза, когда он доходил до гениталий. Живя на ферме, она всегда боялась отцовских глаз, поскольку они часто имели то выражение. Она росла, боясь насилия со стороны отца. На следующем КРСП (Рис. 16), нарисованном Элис, тридцати лет, дорожки не ведут к дверям домов ее соседей. Это очень странно. В дальнейшем выяснилось, что она больна раком, ноне получает никакой поддержки от соседей, друзей и родственников. Они не желают говорить о том, что у меня раки не желают слышать об этом от меня «. Дорожки, нарисованные необычным образом, указывают на затрудненность доступа к соседям, друзьями близким Рис. 16 Также непривычно выглядят деревья , растущие прямо на тротуаре. Элис сказала Я осознаю, что ставлю в жизни преграды, чтобы отгородиться от необходимости завершить начатое. Но тут у меня появляется оправдание, поскольку на пути находится дерево. Яне могу продолжить свой путь. Хотела бы я знать может, рак это самое последнее дерево По медицинским отчетам на тот момент, Элис чувствовала себя физически вполне нормально. Рисунок, сделанный Лоури в возрасте 87 лет (Рис. 17). Он был известным британским художником и умер в 1976 году. На выставке его работ я обратил внимание на то, как необычно выглядит на этом рисунке складка на пальто мужчины, образующая вдавленность в области груди. По идее, сила тяготения должна оттягивать пальто к земле, а не прижимать к телу. Рассматривая другую работу художника, я этой странности не обнаружил. Во всех других случаях он правильно изображал складки на одежде. Зная , что он умер за несколько месяцев до открытия этой выставки, я задал себе вопроса не может ли эта деталь картины, датированной за год до смерти художника, указывать на наличие проблем в этой части тела, в области сердца. Позже, среди материалов этой выставки, я обнаружил копию свидетельства о смерти Лоури. Указанной в нем причиной смерти была сердечная недостаточность Рис. 17 Барьеры Обратите внимание на то, где на рисунке расположены барьеры. В качестве таковых может выступать человек, растение, дерево или неодушевленный объект, например стена, машина, стул или дверь. Становится видно, кто служит кому преградой в общении, а также, возможно, это позволит обнаружить другие осознаваемые или бессознательные преграды, существующие между изображенными на рисунке людьми. КРС (Рис. 18) нарисован Мари (35 лет. Мужчина, с которым она живет, читает чертеж дома их мечты, построить который они хотят. Себя она изобразила несущей кирпич к фасаду дома. Ее сын нарисован в крайне правой части рисунка и играет сам по себе. Она отметила в рисунке два важных момента то, что строительство дома- мечты превращается в преграду в ее отношениях с сыном, и что всю работу по строительству выполняет она Рис. 18 В жизни это действительно так. Кроме этого, следует отметить, что стол и чертеж отгораживают область гениталий мужчины. По словам Мари, их половые отношения почти прекратились, а мужчина объявил ей о том, что он – бисексуал, и у него новый роман На КРСП (Рис. 19) мы видим Мишель в окне дома. Сейчас Мишель 52 года. Дом служит преградой между нею и остальными членами семьи и символизирует свод всех норм, по которым, по мнению отца, она должна была жить. Ей хотелось более близких отношений именно с отцом, нов свободное от работы время он занимался ремонтом машины и времени для дочери у него не находилось. Машина и дом служат барьером в установлении отношений между Мишель и ее отцом. Мать изображена качающей детскую коляску. Коляска и ребенок, в свою очередь, отделяют Мишель от матери. В действительности, это таки было. Однажды я толкала коляску, рассказывает Мишель, Она Автор благодарит Лондонскую Королевскую Академию Искусств за разрешение использовать данный рисунок случайно перевернулась и ребенок выпал из нее. От страха я убежала и спряталась. Соседи сказали матери, где я прячусь. Я была так напугана. Пятилетняя Мишель хотела быть тем ребенком в коляске и физически ощущать тепло, которое мать дарила малютке. Того дома, который ей хотелось бы иметь, она чувствовала, уже для нее не существовало. Рис . 19 Рис. 20 Мы видим целый ряд неотчетливо выраженных барьеров стены, мебель, другие вещи в КРС Фрэнка девятнадцати лет (Рис. 20). К тому же, все персонажи рисунка обособленно занимаются своими делами в отдельных помещениях. Это заставляет задуматься о том, что, может быть, эти люди, разделенные физически, также замкнуты и отгорожены друг от друга эмоционально. Родители Фрэнка находятся в разводе. Сестра вышла замуж и перебралась в другое место, а Фрэнку до сих пор непросто общаться с сестрой. Он живет вместе с матерью ив их отношениях много сложностей. Чего не хватает Изучите рисунок сточки зрения недостающих или пропущенных объектов. Недостающие элементы могут иметь важное значение для нарисовавшего его человека. Эти элементы могут обозначать или символизировать то, чего недостает этому человеку в жизни. На своем КРСП (Рис. 21) Кэтрин, 35 — ти лет, нарисовала всех членов семьи, занятых своим делом. Отец изображен на работе, он полицейский брат рисует на мольберте мать держит на руках младшую сестру, а Кэтрин катит ее легкую детскую коляску. Следует отметить, что только у матери отсутствуют ступни и руки. По словам Кэтрин, матери требовалась опора в жизни. В годы моего детства она была очень зависимой женщиной. Без отца ей и шагу было не сделать. Она даже не знала, как подписать чек или управлять автомобилем. Но после его смерти она стала очень независимой в свои пятьдесят лет. Она вышла замуж через пять лети вновь превратилась в зависимую женщину прошлых лет». Становится ясно, почему на рисунке матери автором не изображены руки и ноги. В восприятии Кэтрин, она ими как будто и не пользовалась. Рис . 21 Дороти, 52 — х лет, изображает на КРС семейный пикник (Рис. 22). Люди заняты самыми разными делами разжигают костер, играют в мяч, готовят еду. На вопрос, где находится отец, она ответила Он в лодке». Однако, в лодке мы никого невидим. Выходит, на этом листе его нет, он отсутствует. Отсутствие человека во многих случаях означает наличие конфликта. В случае с Дороти, отец так сильно избил ее в возрасте семи лет, что у нее возникло серьезное нарушение слуха. Также, отец угрожал жизни материи вообще был несдержанным как на словах, таки на деле. Рис . 22 Рисунок- экспромт Рис. 23), изображающий небо, цветы, два дерева и дом, был сделан шестилетней Терезой. У дома не хватает двери. Тереза страдала от лейкемии. Рис. 23 Она была ребенком с сильно выраженной интро — версией, и временами общаться с ней было непросто. Дверь означает возможность входа, но Тереза оставалась своего рода закрытой дверью, предпочитая объясняться исключительно с помощью жестов и знаков, хотя вполне могла говорить, если бы захотела Поделитесь с Вашими друзьями: