0

Лампы дневного света потолочные

Подробно о лампах дневного света

Люминесцентные источники дневного света пришли на смену намного менее эффективным аналогам, в частности, лампам накаливания. Они характеризуются немалым количеством плюсов, которые могут перевесить недостатки. Учитывая сравнительно небольшую стоимость, такие осветительные элементы сегодня применяются довольно широко.

Принцип действия и строение

Функционируют лампы дневного света по принципу явления люминесценции. Для этого внутренние стенки колбы должны быть покрыты люминофором. Это специальное вещество, которое поглощает ультрафиолетовый свет, и выдает видимое глазу свечение. Следует отметить, что УФ-излучение продуцируется в результате прохождения электрического заряда через газообразное наполнение колбы (инертный газ, пары ртути).

Основные элементы конструкции: колба, внутри которой находятся электроды; цоколь в количестве 1 или 2 шт. в зависимости от исполнения лампы; пускорегулирующий аппарат. Последний из названных элементов может быть встроенным или вынесенным.

Боле новый и совершенный вариант – электронный ПРА, но люминесцентные источники дневного света линейного типа сегодня часто оснащаются вынесенными электромагнитными ПРА.

Устройство и схема подключения

В состав пускорегулирующего аппарата входит дроссель и стартер. Задача первого из названных узлов – ограничение силы тока до нужного значения, стартер же ответственен за более быстрый нагрев электродов, а значит, и ускоренное срабатывание лампы.

Схема включения источника света более новых моделей (Т 5 или Т8):

Процесс включения осветительного элемента обеспечивается посредством реализации основных этапов:

  • нагрев электродов;
  • процесс поджига, для которого требуется высоковольтный импульс;
  • стабилизация напряжения, благодаря чему обеспечивается нормальный и достаточно щадящий режим работы осветительного элемента.

Кроме того, современные люминесцентные лампы защищены от перегорания, что позволяет избежать необходимости частой замены источников света.

Какие существуют виды?

Различают несколько разновидностей, отличных по форме колбы:

  1. линейные (прямые) исполнения;
  2. кольцевые;
  3. U-образные.

Люминесцентные источники дневного света встречаются в разных вариациях, отличных по длине изделия. Это может быть колба 450, 600, 900, 1200, 1500 мм. Примечательно, что по значению данного параметра можно определить уровень мощности лампы.

Это значит, что между указанными характеристиками наблюдается прямая зависимость. Чем больше длина, тем выше величина создаваемой нагрузки. Например, исполнение длиной 450 мм характеризуется мощностью 15 Вт, а в конструкции 900 мм уровень нагрузки равен 30 Вт.

Люминесцентные источники дневного света представлены разными исполнениями, которые отличаются диаметром колбы:

  • Т4;
  • Т5;
  • Т8;
  • Т10;
  • Т12.

В обозначении зашифрован размер изделия в дюймах (например, диаметр 4/8 для Т4). Еще одна особенность заключается в том, что линейные лампы обычно оснащаются штырьковым типом держателя в единственном варианте – G13. В обозначении этого цоколя скрыта информация о расстоянии между штырьками (13 мм). Соответственно, при выборе светильников нужно учитывать этот нюанс.

Понятие «лампочки дневного света» строится на основной характеристике – цветовой температуре изделия. Так, данный род осветительных элементов характеризуется температурой света в пределах от 5 000 до 6 500 К. Но качество освещения обеспечивает еще и уровень яркости источника света: чем ниже интенсивность излучения, тем сильнее будут искажены цвета.

Основные технические характеристики

Оценка эффективности работы осветительных элементов данного вида осуществляется на основании соответствия их параметров тем условиям, при которых планируется эксплуатация. Люминесцентные лампы отличаются такими характеристиками:

  1. Обозначение изделия. Дневной свет определяется буквой Д.
  2. Диаметр колбы. Данный параметр влияет на продолжительность работы: чем больше его значение, тем дольше будет функционировать изделие.
  3. Значение мощности, благодаря чему определяется возможность лампочки осветить требуемый участок. Если сравнить с лампой накаливания, то рассматриваемый аналог экономит до 80% энергии благодаря невысокому уровню мощности.
  4. Тип цоколя. В линейных исполнениях обычно применяется держатель G13.
  5. Напряжение источника питания. Различают люминесцентные лампы, которые рассчитаны на 220 или 127 В.
  6. Форма колбы.
  7. Цветовая температура. В зависимости от модели осветительный элемент может характеризоваться температурой в пределах от 5 000 К и выше.
  8. Индекс цветопередачи – показывает, насколько качественное освещение.
  9. Диаметр трубки.
  10. Световой поток изделия.

Классификация и характеристики различных производителей

Как видно, характеристик довольно много, но зато все они в совокупности позволяют более точно подобрать осветительный элемент в соответствии с условиями эксплуатации.

Плюсы и минусы ламп данного вида

Люминесцентные источники света выделяются на фоне галогенных ламп и аналогов с нитью накаливания благодаря следующим преимуществам:

  • высокий КПД;
  • отличная светоотдача, что позволяет при небольшой мощности выдавать яркий свет;
  • качество освещения (рассеянное свечение);
  • низкое энергопотребление, опять же, если сравнивать с лампами накаливания;
  • долговременная эксплуатация (в среднем 6 000-9 000 часов), при условии соблюдения идеальных условий работы подобные лампочки способны функционировать в несколько раз дольше (до 20 000 часов).

Ртутьсодержащие источники света имеют главный недостаток – наличие опасных веществ в составе газообразного наполнения. Содержание ртути в колбе линейного осветительного элемента может достигать 1 г на единицу изделия. Учитывая довольно крупные габариты и тонкое стекло, из которого изготовлена колба, нужно обращаться с такими лампочками предельно осторожно. Другие минусы:

  • узкий диапазон рабочих температур, так как осветительные элементы данного вида характеризуются снижением интенсивности свечения в условиях холода, а при минусовой температуре такая лампочка может вовсе не включиться;
  • мерцание, что обусловлено конструктивными особенностями, отчасти данную проблему решает электронный пускорегулирующий аппарат;
  • спустя некоторый отрезок времени люминесцентные лампы светят хуже, что обусловлено выработкой слоя люминофора, а в результате изменяется цветовая температура.

Как видно, проблем, связанных с работой подобных осветительных элементов, немало. Но все же они продолжают использоваться благодаря относительной экономичности и более высокой эффективности, чем лампы накаливания.

Критерии выбора

Перед покупкой следует принять во внимание особенности помещения (площадь, возможность установки крупногабаритного источника света), на основании чего подбирается осветительный элемент нужной модели.

В первую очередь следует учесть мощность изделия, цветовую температуру, значение питающего напряжения. Остальные характеристики являются второстепенными, но при этом не менее важными: диаметр, длина и форма трубки, индекс цветопередачи, световой поток.

Качество сборки должно быть высоким, учитывая присутствие опасных веществ в составе газообразного наполнения. Сегодня можно купить линейные источники света по небольшой цене даже от известных и надежных производителей – Osram стоимостью в пределах 60-100 руб. Причем указана ценовая категория изделий большой мощности и наиболее крупных габаритов (1 500 мм).

Нюансы эксплуатации и утилизации

Особенностей в работе линейных ламп немало: не моментальное срабатывание; иногда требуется повторное включение из-за того, что не произошел поджиг; мерцание; затруднительная эксплуатация в условиях низких температур, а порой и полное отсутствие реакции при коммутации.

Кроме того, есть и другие проблемы, а именно, необходимость утилизации источника света при повреждении колбы или после окончания срока службы.

Чтобы упростить себе задачу, рекомендуется сразу отметить дату покупки лампочки, чтобы своевременно утилизировать ее. Но вполне можно оценить качество освещения и, заметив снижение интенсивности светового потока, убрать вышедший из строя прибор.

Запрещается просто выбрасывать лампочку в бытовой мусор, так как внутри содержатся пары ртути. Поэтому такие осветительные элементы следует сдавать в соответствующие организации, которые занимаются утилизацией опасных отходов, в том числе и ртутьсодержащих источников света.

Таким образом, люминесцентные лампы во многом упрощают жизнь, однако, с другой стороны, отмечается довольно много минусов. Но если использовать аналоги с нитью накаливания уже нет желания, есть возможность обратить свое внимание на данный вид осветительных элементов. Их цена вполне приемлема, а срок службы очень продолжительный. Значит, экономия отмечается благодаря низкому уровню энергопотребления и долговременной эксплуатации.

Фотосъёмка при слабом освещении: 10 простых способов и спецэффектов для получения интересных снимков товаров

01.12.2015 👁 47 229 💬 79 ♥ 795

  • Рубрика: Хендмейд как бизнес
  • Виды творчества: Do It Yourself / Сделай сам, Фотография

В этой заметке вы найдёте простые способы для создания интересных фотографий без фотошопа, красивые спецэффекты для предметной съёмки, в том числе крупных предметов. Подробнее остановлюсь на съёмке в условиях слабой или недостаточной освещённости. Вам больше не придётся ждать солнечной погоды — после применения этих знаний на практике, вы научитесь упралять явлениями природы, направляя их красоту и мощь на пользу любимому делу.

Материал заметки рассчитана на широкий круг читателей. Большая часть способов относительно проста в применении. Но особенно будет интересен начинающим мастерам и фотографам.

В продолжение предыдущей заметки… Мне нравится эта тема — спецэффекты 🙂 А вам?

1. Фотосъёмка при свечах.

Для маленьких предметов

На фото: освещение вспышка от фотокамеры (авторежим), и три греющих свечи.

Переставляя свечи за предмет или вокруг него, выстраивая фигуры из них (сердечко, круг), размещая на разной высоте сверху или снизу от объекта съёмки, можно получить интересные эффектные снимки. Используйте разные размеры и количество свечей в кадре, добавляйте небольшие светильники для создания композиции.

На фото: освещение из окна (справа) и свеча на столе. Авторежим, без вспышки. Пасмурный день, серое небо

2. Зеркала и отражённый свет.

Слабый свет от окна, поворачивающееся зеркало для его отражения — направленный солнечный зайчик, отражатель из листа белой бумаги, вспышка с рассеянным светом в потолок… Проще некуда. Попробуйте!

Использование при съёмке света свечей и зеркальных отражений для создания композиции.

Зеркала большого и среднего размера, расположенные друг напротив друга, — их отражения создают эффект глубокого коридора. Особенно интересно этот эффект выглядит при съёмке резных свечей сложной фигурной формы, из нескольких цветов воска, со множеством фитилей — дополнительный эффект калейдоскопа.

Подсветка теней небольших предметов отражателем, с серебристой или золотистой поверхностью (на маленьких фото игрушки хорошо виден этот эффект).

Маленькие хитрости

  • для усиления эффекта свечения в отражениях применяйте вместо авторежима — режим «ночная съёмка». Баланс белого — «Лампы накаливания» (при съёмке с такими лампами, их ещё называют лампа Ильича)$
  • поверхность зеркала должна быть идеально чистой, чтобы избежать многократного отражения отпечатков пальцев и пыли;
  • для встроенной фотовспышки у полупрофессиональных камер применяйте рассеиватели — белый или зеркальный (как на фото ниже) — это поможет избежать множества нежелательных бликов, смягчит яркий поток света, направит вспышку света вместо «в лоб» — в потолок и в стороны. Следите за тем, чтобы вспышка не била в большое зеркальное стекло напрямую, а только подсвечивала объект съёмки;
  • большое значение во время съёмки при слабом освещении имеет хорошая оптика фотоаппарата, отлично, когда она есть;
  • при съёмке в комнате в не солнечный день пользуйтесь штативом или упором для рук, даже если кажется, что света от окна достаточно. Можно перевести фотокамеру в режим «Движение», — это повысит светочувствительность, но одновременно увеличивается и зерно на изображении;
  • золотистый и серебристый отражатели дают разную цветовую подсветку (золотистый — более тёплую и телесную, серебристый — жёсткую, белую холодную).

3. Создание настроения с помощью угла падения света.

Свет, падающий снизу*, придаёт снимку оттенок таинственности и мистики. Создаёт мысленный образ, будто перед нами что-то загадочное. Придаёт объекту съёмки оттенок дьявольски притягательного и необъяснимого… Всё потому, что человеческому глазу не привычно такое освещение, оно не естественно в обычных условиях.

Свет от солнца и ламп падает сверху на нас, даёт подсознанию ощущение комфорта, безопасности и тепла (вспомните совет ходить по светлой стороне улицы). Свет, идущий снизу, особенно цветной (жёлтый, красный) создаёт в подсознании древний образ огня, добавляет портрету человека чёртиков в глазах. Создаёт интересные фигуры теней на предмете съёмки и вокруг него.

Гадалки и ворожеи, для создания атмосферы таинственности, часто прибегают к этому эффекту.

*Свет снизу — очень сильный спецэффект, подходит не для любого направления хэнд-мейда. Применять его стоит умеренно, в качестве дополнения к основным снимкам. Эффект будет вполне уместным при съёмке эзотерических аксессуаров, предметов для шаманских ритуалов и готической субкультуры, различных в том числе интерьерных масок, предметов фен-шуй — именно для усиления эффекта восприятия от них, создания определённого настроения и атмосферы тайны вокруг.

Возможно — при фотосъёмке предметов, одежды и обуви ручной работы народов, живущих в определённых климатических условиях, отличных от условий жителей средней полосы. Регионов, где долгая ночь — явление привычное, например народы Севера.

При съёмке шляпок и вуалеток, для подсветки теней на лице от головного убора.

4. Цветной свет.

Луч, подсвечивающий предмет сбоку, или направленный позади объекта на однотонный фон, падающий сверху на объект (например луч синего, красного цвета) — создаёт интересные отблески на поверхности предмета, на волосах, шерсти и меховых изделиях.

Цветное стекло на вспышке (осветительном приборе) должно быть достаточно плотным и тёмным, чтобы создать такой эффект подсветки, но при этом не перекрывать поток света полностью. Есть профессиональные цветные фильтры для лапм (гели, фолии), но можно для начала поэкспериментировать с подручными средствами — цветными лампами, стеклом…

Данный эффект широко распространён: его применяют при видеосъёмке телепередач мистического направления, различных интервью с человеком инкогнито, в шоу-бизнесе и театральных постановках. Позаимствовать у них, как довольно простой спецэффект, а почему бы и нет.

5. Дым.

Сильный спецэффект — цветной дым. В качестве дополнительного цветного фона, для фотосъёмки крупных предметов -например, одежды. Не самый простой на практике, и быстро рассеивается… Но, очень уж впечатляет эффект от его применения на фотографиях!

Маленькие хитрости

  • чтобы показать на снимке поднимающийся горячий пар, например от красивой чашки с чаем, (а ситуация не позволяет наливать горячее в эту посуду), попробуйте следующее: прикрепите за объектом съёмки аккуратно на скотч тлеющую сигарету. Следите за тем, чтобы она сама не попала в кадр, и держите фотоаппарат напротив предмета, чтобы не было видно, что чашка пуста. Тонкая струйка дыма легко имитирует пар.

6. Режим «мультиэкспозиция».

На фотоаппарате (поддерживающем ручные настройки).

Позволяет сделать двойное экспонирование (два и более снимков, один на другом). При использовании штатива, даже в условиях слабого освещения на улице, или от света окна в пасмурную погоду, можно получить хороший результат с естественным светом, за счёт увеличения количества попадающего света в объектив, как минимум в двое.

Маленькие хитрости

  • важно не сдвинуть фотоаппарат (поэтому лучше применять штатив). Потребует некоторого терпения, тренировки, и дублей кадров, чтобы выбрать подходящий. При двойном (многократном) экспонировании подвижные объекты в кадре могут оказаться смазанными;
  • при мультиэкспозиции идёт наложение яркоосвещённых (на фото выше — белые) участков на более тёмные тени, снятые в первый раз. Поэтому лучше сначала снять более тёмные фоны и слабо освещённые объекты, а затем, на втором и последующем дубле — освещённые ярким светом;
  • аналогичный эффект мультиэкспозиции можно получить в графическом редакторе Photoshop, режимы наложения слоёв Экран, Светлее, Перекрытие;
  • интересен этот эффект также при съёмке одного кадра на другой от разных объектов и фонов (освещённый предмет и серые облака, снег и освещённый предмет);
  • очень важно не перестараться с этим спецэффектом. Но зато, если попадёте точно — получите нереально захватывающую картинку! Снимок, передающий настроение, наполненный светом и теплом, передающий эмоции… Возможности для реализации фантазии тут безграничны.

7. Галогеновая лампа (для съёмки больших предметов и вещей).

Хороший заменитель фотовспышек — галогеновая лампа прожектор (на фото).

По цене такая лампа значительно дешевле профессиональной, и даже средней, вспышки. Даёт очень яркий, контрастный тёплый свет, с желтоватым оттенком.

При работе с ними необходимо помнить, что галогенки очень чувствительны к сотрясениям и ударам, потребляют много электричества (стоит включать на короткое время), а их корпус — довольно быстро и сильно нагревается, легко можно обжечься!

Направленный свет галогена в потолок, или в угол комнаты, даёт рассеянное мягкое освещение, что удобно при съёмке крупных предметов. А также для съёмки зимой и осенью, когда на улице стоят долгие пасмурные дни.

Маленькие хитрости

  • галогеновые лампы (аналогично, лампы накаливания), лампы дневного света (они же люминесцентные лампы) и солнечный свет — в силу своих особенностей и цветовой температуры, придают совершенно разную цветовую окраску при съёмке. Об этом следует помнить, чтобы предметы на цветных фото не выглядели пятнистыми, местами пересвеченными, или со странным, неестественным им оттенком 🙂 (В чёрно-белом варианте снимка эти косяки разного освещения не так сильно бросаются в глаза, и заметны только профессионалу);
  • люминесцентные придают предметам на снимке зеленоватый оттенок. Это особенно хорошо заметно на коже, когда в кадре лицо и руки. Но можно использовать это явление как дополнительный спецэффект в предметной фотосъёмке, например зелёных и голубых стеклянных объектов, или для того чтобы приглушить слишком яркий оранжевый оттенок, создать цветной блик… очень осторожно;
  • дневной свет имеет голубой оттенок.

8. Фотосъёмка на улице (тёплые вещи) + реквизит (бенгальские свечи, снег, еловые ветки, котики).

Погода не радует солнечными днями? Не беда. Отправляемся на улицу. Тут важно понимать такой момент: фотографии на улице и фотографии дома на подоконнике — в одну и ту же погоду, в один и тот же день и время — будут отличаться. А всё потому, что на улице значительно светлее, чем в помещении.

Снег

Расположите объект съёмки. Попросите ассистента потрясти заснеженную ветку за кадром, чтобы посыпались снежинки, и сразу фотографируйте.

9. Съёмка в движении.

Объект съёмки стоит неподвижно. Двигается поверхность, на которой он стоит (или сидит), относительно плоскости земли, и за счёт этого двигается окружающий фон. На снимке фон будет смазан, вне зоны резкости. Таким образом можно получить эффектные полосы размытия. Визуально — эффект скорости, как при быстром движении автомобиля.

Резкость наводится по объекту съёмки, нажимать на спуск надо во время движения. Выдержка от 1/60 -1/125 сек. и меньше (чем быстрее движение, тем короче выдержка).

Такие условия можно создать, расположив предмет съёмки, например, на сидении детской карусели. Фотограф сидит напротив объекта, другой человек медленно вращает по кругу карусель. Для получения результата смазанности фона часто достаточно совсем небольшой скорости, чуть-чуть подвигаться в одну и другую сторону.

Почти аналогичный эффект из Photoshop — фильтр Spherize (сферизация): на выделенной круглой центральной области — растушёвка пером и вогнутость (ползунок фильтра влево). Для съёмки крупных объектов (одежды, сумок), украшений на модели, для создания ощущения движения в кадре и придания снимку настроения.

Маленькие хитрости

  • ветер — хороший помощник для создания эффектной фотографии в движении для лёгких предметов — тонкого длинного шарфика, большого лёгкого платка. Очень эффектны снимки таких вещей, когда лёгкий шарфик одним концом уложен на шее девушки, другой конец длинный — красиво развевается по ветру. Тут понадобится сделать несколько дублей, чтобы было видно цвет, узор рисунка, складочки;
  • фото лёгкого платка или шарфика на девушке воспринимаются визуально лучше, чем аналогичный платок/шарфик, лежащий на фоне в свёрнутом виде. Более оживлённым, душевным… Особенно когда девушка чуть улыбается 🙂 Но, возможно, это просто по причине наглядности практического применения вещи. Крупные интернет-магазины активно пользуются этой особенностью нашего восприятия во время фотосессий товаров (антураж, с участием людей);
  • лучше работать с ассистентом, чтобы случайно не повредить тонкую вещь о ветки деревьев, вовремя поймать. Погода — выбирать день без осадков, по той же причине (снег, капли дождя могут оставить нежелательные пятна);
  • на фотоснимке тонкие нити лески не видны, особенно когда солнце в дымке облаков и свет на них не бликует. Можно применять их для подвешивания предметов, вещей, создания красивых складок драпировки;
  • при съёмки в движении с рук, при длительных выдержках (1/60-1/30 сек и больше) важно, чтобы объект и фотокамера оставались неподвижны. Зафиксируйте предмет съёмки на месте и найдите опору рукам.

10. Режим «ночная съёмка».

Эффект лёгкого свечения, ореола вокруг светильников, стекла, предметов с блестящей поверхностью (на белых керамических чашках, от золотистой каймы).

На фото: освещение греющие свечи, подсветка вспышкой через секунду. Режим на фотокамере «ночная съёмка».

С ним поосторожнее, так как, несмотря на подсветку вспышкой, объект может получиться нерезким (рука дрогнула, непроизвольное движение при длительной выдержке). Применять как спецэффект, дополнительно к другим фотографиям.

Интересно для съёмки вышитых скатертей, создания атмосферы старины, когда основной визуальный упор идёт именно на рисунок скатерти на переднем плане — он подсвечен вспышкой, — а ореолы вокруг свечей (имитация света от лучины) — сверху на втором, или заднем плане, вне фокуса.

На сегодня всё 🙂

Благодарю за внимание, буду очень рада, если данная информация оказалась для вас полезной. Если появились вопросы, пожелания раскрыть какую-либо из затронутых тем в следующей публикации более подробно, напишите мне лично в сообщении, или оставьте комментарий ниже.

Если вы, так или иначе, уже применяли аналогичные методы при съёмке, поделитесь своим опытом, что у вас получилось в результате: помогло ли это показать ваши работы покупателям с новой стороны, лучше раскрыть качества и характеристики работ, повлияло на увеличение продаж, другое. Ваш опыт очень важен!

Желаю всем приятного дня 🙂

С уважением, Ирина Терещенко

Сообщить модератору ♥ 795 LiveJournal Tumblr Blogger 💬 Комментировать 79 👍 Нравится 707 Фракталика (Ирина Терещенко) Россия, Новосибирская обл., Бердск Следите за творчеством мастера Подписаться на новости Ключевые слова Женское дело

  • Российский рубль
  • Украинская гривна
  • Br Белорусский рубль
  • Казахский тенге
  • $Доллар США
  • €Евро
  • AU $Австралийский доллар
  • CA $Канадский доллар
  • Китайский юань
  • DK kr Датская крона
  • ¥Японская иена
  • NKr Норвежская крона
  • S $Сингапурский доллар
  • kr Шведская крона
  • Fr Швейцарский франк
  • £Фунт стерлингов
  • Турецкая лира

Российский рубль Присоединяйтесь: ВКонтакте Facebook Pinterest Однокласники Instagram Показать больше Учиться. Учиться. И еще раз учиться в Академии Ярмарки Мастеров! © 2006–2019. Ярмарка Мастеров и livemaster являются зарегистрированными товарными знаками.
Все права на содержание опубликованных на сайте www.livemaster.ru текстов и изображений защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия правообладателя. 18+ Нашли ошибку в переводе? Выделите и нажмите Ctrl + Enter. В какой валюте показывать цены?
Российский рубль (руб) Украинская гривна (грн) Белорусский рубль (Br ) Казахский тенге (тг) Доллар США ($) Евро (€) Австралийский доллар (AU $) Канадский доллар (CA $) Китайский юань (юань) Датская крона (DK kr ) Японская иена (¥) Норвежская крона (NKr ) Сингапурский доллар (S $) Шведская крона (kr ) Швейцарский франк (Fr ) Фунт стерлингов (£) Турецкая лира (TL )

Люминесцентные лампы дневного света: какие бывают и как выбрать?

11.05.2017

Со дня начала массового производства люминесцентных ламп и по сей день они остаются в лидерах по распространенности среди осветительных приборов. Возможно, когда-нибудь по этому параметру их обгонят светодиодные, но пока факт остается фактом. И дело не только в их экономичности по сравнению с галогенными или лампами накаливания. На сегодняшний день это самый доступный вариант освещения для школ, детских садов, офисов, производственных и складских помещений.

Люминесцентные, газоразрядные, лампы дневного света – как только не называют подобные осветительные приборы, порой даже не задумываясь, откуда взялось название. Все просто. Светильники с ЛДС работают с помощью дросселя и стартера. Стартер, создавая кратковременное короткое замыкание, способствует появлению искры, а дроссель посредством выработки высоковольтного разряда пробивает содержащиеся в колбе пары ртути, в результате чего возникает ультрафиолетовое свечение.

Далее в работу вступает люминофор, находящийся на внутренних стенках колбы. С его помощью не видимое глазу ультрафиолетовое свечение преобразовывается в видимый глазу свет.

Классификация люминесцентных ламп

Для классификации и выделения технических характеристик ЛЛ необходимо определить их работоспособность, а так же понять, какова их конструкция. Для этого целесообразно:

  • Определить свет, который излучается лампой. Он может быть обычным белым или дневным. Усовершенствованные модели возможны в универсальном исполнении.
  • Узнать поперечную ширину трубки. Чем больше этот показатель, тем мощнее будет ЛДС, а также будут выше данные по температуре цвета, спектру и сроку службы. Наиболее распространены и эффективны колбы на 18, 26 и 38 мм. Данные диаметра и длины трубки обычно маркируют рядом, к примеру, 26/406.
  • Посмотреть на такие показатели, как мощность ламп. На основе этих показателей возможно определение площади, освещаемой прибором. Также от этого параметра зависит и КПД.
  • Узнать, сколько контактов имеет ЛЛ. Их может быть четыре, может два при скрученной в кольцо лампе.
  • Определить, требуется ли для розжига люминесцентной лампы стартер и дроссель, или ЛЛ является бесстартерной. Некоторые думают, что если стартер не требуется, прибор будет более экономичным. Но это заблуждение, никакой связи между наличием либо отсутствием прерывателя и энергосберегаемостью нет.
  • Учесть номинал необходимого питания. Есть лампы, работающие не от 220 В, а от 127 В.
  • Посмотреть на форму лампы. Она может быть в форме кольца, U-образной, прямой, спиралевидной, шарообразной или дуговой.
  • Обратить внимание на долговечность работы. Она зависит от того, где должна быть применена данная лампа. Наиболее долговечны ЛЛ, предназначенные для дома.
  • Визуально понять цвет лампы. Является она ЛДЦ или ЛБ.

Принцип работы люминесцентной лампы

Маркировка

Лампы дневного света можно разделить на две группы – имеющие общее и специальное назначение. Общее назначение – приборы 15–80 ватт. Они могут быть как белыми, так и цветными (красный, желтый, зеленый, голубой и синий).

По параметру мощности бывают маломощными (менее 15 ватт) и мощными (более 80 ватт).

Имеет значение и тип разряда, они тоже бывают разными – дуговой, тлеющий и тлеющего сечения.

Излучение – естественный свет, цветная лампа, со специализированным спектром и ультрафиолетовая.

Форма трубки – трубчатая или фигурная. Светораспределение – направленное излучение (рефлекторная, щелевая, панельная и пр.) и ненаправленное.

Указание особенностей обязательно в названии, поэтому, посмотрев на обозначение люминесцентных ламп, можно определить все показатели этих осветительных приборов. У ЛЛ, имеющих улучшенное качество по цветопередаче, в маркировке за литерой цвета будет проставлена буква Ц, а при условии особого качества – ЦЦ.

К примеру, маркировка лампы выглядит следующим образом – ЛКЦУ-80. Значит, это люминесцентная красная U-образная лампа мощностью 80 ватт. Маркировка люминесцентных ламп OSRAM немного отличается, но все же основные данные в ней те же.

Маркировка люминесцентных ламп

Преимущества и недостатки

При уменьшении размеров (длины) лампы увеличивается световая отдача. Получается, что уменьшаются потери, что способствует улучшению качества светового потока. Тогда напрашивается логичный вывод – лучшее освещение даст одна лампа мощностью 30 ватт, чем две по 15 ватт.

Какие же преимущества у подобных световых приборов? Конечно, первое, что следует назвать – это приличный уровень КПД, он составляет приблизительно 25%. Что касается светоотдачи, то она почти в десять раз выше, чем у обычной лампы с нитью накаливания.

Следующий плюс — это большая долговечность. Она составляет 20 000 ч. К тому же такие лампы обладают огромным цветовым спектром. Конечно, с многоцветной светодиодной лентой его не сравнить, но все же возможно подобрать осветительный прибор со световым потоком такого цвета, который нужен.

Распределение свечения по всей люминесцентной лампе. Хотя, конечно, это преимущество сомнительно, скорее его можно отнести к недостаткам. А их и без того хватает.

Правильный и безопасный сбор ртутных ламп

К примеру, такие лампы дневного света требуют установки пускорегулирующего аппарата, т. к. необходима стабилизация и поддержка нормального функционирования прибора освещения. Также эти лампы находятся в зависимости от погодных условий (при установке на улице).

Оптимальный температурный режим подобных люминесцентных трубок – это 20 градусов по Цельсию.

Еще одна очень важная проблема – возможность отравиться при дефекте колбы и выделении паров ртути. По той же причине (испарения тяжелых металлов) возникают и проблемы с утилизацией. Производят ее только специализированные центры, и стоит это немалых средств.

Также при нестабильном напряжении возможно возникновение ощутимого мерцания, что, естественно, не добавит здоровья зрению и может вызвать головные боли и раздражительность. О последнем недостатке уже упоминалось – диммировать устройство очень сложно и трудоемко.

Как выбрать люминесцентную лампу?

При выборе нужно следовать некоторым правилам, которые могут повлиять в будущем на качество люминесцентной лампы, а также на продолжительность ее срока службы. Обращать внимание следует на следующие показатели технических характеристик:

  1. погодные условия (если светильник на улице) и внутренняя среда в помещении, где предполагается использование;
  2. температурный режим, при котором будет происходить функционирование осветительного прибора;
  3. напряжение в сети, что важно для предотвращения мерцания;
  4. размеры прибора. Необходимо предусмотреть, вместится ли люминесцентная лампа в светильник;
  5. приемлемая и необходимая мощность прибора, его цвет и сила светопотока.

Выбрав люминесцентную лампу с подходящими характеристиками, возможно надолго получить качественное изделие. Его не придется менять каждый месяц.

Многообразие люминесцентных ламп

Определить качество подобных приборов, опираясь на марку фирмы-изготовителя, не получится, т. к. определенная часть люминесцентных ламп у любого поставщика будет браком. И размер такого неликвида не зависит от цены изделия или раскрученности бренда.

При приобретении цветной люминесцентной лампы (ЛДЦ) или же специализированной придется переплатить около 10–15% от стоимости обычной ЛЛ. Это может быть бактерицидная лампа, какие устанавливаются в больницах для кварцевания, т. е. обеззараживания, либо лампы для растениеводства.

Некоторые данные для облегчения выбора

Естественно, что от мощности лампы зависит ее долговечность, а также сила светового потока, в том числе и через некоторое время работы. Зная подобные параметры люминесцентных ламп, можно подобрать оптимальный световой прибор, который не испортит настроения при установке.

К примеру, при потребляемой мощности подобного светового прибора в 30 ватт средний срок службы составит 15 000 часов. Средняя сила светового потока после 100 часов горения у белой (ЛБ) будет равна 140 лм, теплой и холодной белой – 100 лм. У дневной – 180 лм, а у дневной цветной этот показатель будет равен 80 лм. А вот у ЛДЦ параметры уже будут другими.

Необычная люминесцентная лампа

Не стоит забывать о том, что бесстартерные лампы хотя и расходуют не меньше электроэнергии, чем светильники со стартером, но все же долговечность их работы немного больше. А потому наилучшим вариантом будет приобретение именно таких люминесцентных ламп с последующим исключением из схемы их включения стартеров. Сделать это нетрудно, и времени много такая работа не займет.

Экзотика

Вообще нестандартная форма люминесцентных ламп берет свое начало со времен неоновых реклам. Сейчас, когда у производителя появилась масса возможностей изготовить трубку любой конфигурации, фигурные лампы в основном стали использоваться для смелых дизайнерских решений. Такие изделия не маркируются привычными символами. Для того чтобы узнать их технические характеристики, необходимо посмотреть в паспорт изделия.

Такие люминесцентные лампы очень неплохо вписываются в футуристические интерьеры. Интересно, что подобного вида светильника и распространяемого им света невозможно добиться при помощи любого другого вида источника освещения.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *