0

Хомут для труб

Содержание

Бандаж для трубопровода

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и предназначено для ремонта дефектных участков трубопровода без их замены. На дефектный участок трубопровода спирально наматывают изолирующий материал, выполненный в виде чулка с оболочкой, герметичной с наружной стороны и перфорированной с боковых и примыкающих к трубопроводу сторон. Изолирующий материал имеет ромбовидное сечение, образованное ромбовидными шпангоутами, установленными внутри чулка, поделенного поперечными перфорированными перегородками на отсеки, каждый из которых снабжен питательным и воздушным штуцерами и натяжными замками, поочередным закрыванием которых фиксируют на трубопроводе натяжение чулка. Отсеки чулка через штуцеры поочередно заполняют композицией, проникающей через перфорацию чулка и обеспечивающей его скрепление с трубопроводом при отверждении композиции. Повышает эффективность ремонтных работ. 1 ил.

Изобретение относится к трубопроводному транспорту жидкостей и газов и предназначено для ремонта и восстановления дефектных участков трубопровода без их замены.

Известно устройство для устранения течи действующего трубопровода, выполненное из двух полуцилиндрических коробов охватывающих дефектный участок, прижимающих к наружной поверхности трубопровода герметизирующую прокладку .

Основным недостатком известного устройства является трудность создания герметизации по всему периметру дефектного участка, что снижает его надежность.

Более близким к предлагаемому изобретению является бандаж для трубопровода, представляющий собой дефектный участок трубопровода, обмотанный несколькими витками друг на друга ленточным изолирующим материалом, пропитанным клеевой композицией (отвердевающей композицией) и обжатый сверху веревочными витками, который получают путем подготовки поверхности дефектного участка, заглушке места течи кляпами, обмоткой ленточным изолирующим материалом с параллельной пропиткой его клеевой композицией и уплотнением бандажа намоткой внатяг веревки на всю поверхность бандажа с последующей обработкой всей наружной поверхности бандажа клеевой композицией (отвердевающей композицией) .

Основными недостатками известного устройства являются невозможность обеспечения механизации процесса ремонта трубопровода и невозможность устранения дефектов на участке больших размеров, что снижает эффективность ремонта трубопроводов.

Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение является повышение эффективности ремонта трубопроводов.

Технический результат достигается тем, что бандаж для трубопровода содержит дефектный участок трубопровода, обмотанный изолирующим материалом, выполненным в виде спирально навитого на наружную поверхность дефектного участка чулка с оболочкой, перфорированной с боковых и примыкающих к трубопроводу сторон, соответственно, и герметичной наружной стороны ромбовидного сечения, образованного ромбовидными шпангоутами, устроенными внутри его на некотором расстоянии друг от друга, и поделенного поперечными перфорированными перегородками на отсеки, каждый из которых снабжен питательными и воздушными штуцерами, соответственно, натяжными замками, внахлест на боковую перфорированную сторону оболочки чулка с примыканием кромки наружной герметичной стороны оболочки каждого витка вплотную друг к другу, причем каждый отсек заполнен отвердевающей композицией.

Предлагаемое устройство изображено на чертеже.

Бандаж для трубопровода состоит из дефектного участка трубопровода 1, на который спирально навит чулок 2, представляющий собой оболочку, перфорированную с боковых и прилегающих к наружной поверхности трубопровода 1 сторон 3, соответственно, герметичной наружной стороны 4, внутри которой на некотором расстоянии друг от друга устроены ромбовидные шпангоуты 5, обеспечивающие ромбовидную форму сечения оболочки чулка 2, разделенного внутри перфорированными перегородками 6 на отсеки, длина которых выбирается из возможностей полного заполнения отсека отвердевающей композицией 10 при давлении, создаваемом насосом или другим устройством, каждый из которых снабжен питательным и воздушным штуцерами 7 и 8, соответственно, натяжным замком 9 и заполнен отвердевающей композицией.

Ремонт дефектного участка трубопровода осуществляют следующим образом.

Дефектный участок трубопровода 1 после его выявления очищают от грязи, изоляции, промывают, а при наличии открытых свищей временно устраняют их закупоркой кляпами, материал которых выбирают исходя из свойств жидкости (газа) в трубопроводе и его материала. Процесс создания бандажа заключается в спиральной навивке чулка 2 на подготовленный дефектный участок трубопровода 1 внахлест на боковую перфорированную сторону 3 оболочки с примыканием наружной герметичной стороны 4 оболочки каждого витка вплотную друг к другу, фиксации положения и натяжения чулка 2 вокруг трубопровода 1 поочередным закрытием замков 9, поочередным заполнением отсеков чулка 2 через питательный штуцер 7 отвердевающей композицией 10, наполнение которых производится до появления отвердевающей композиции в воздушном штуцере 8 наполняемого отсека, после чего штуцеры 8 и 7 закрывают поочередно и проводят наполнение следующего по ходу отсека и так до заполнения всех отсеков. В результате заполнения отсеков происходит дополнительное натяжение чулка 2 и через отверстия перфорированных сторон 3, перфорированных перегородок 7 проникновение oтвердевающей композиции в соседние витки и на наружную поверхность дефектного участка трубопровода 1, ее надежное сцепление с поверхностью трубопровода 1 при твердении композиции 10 и витков чулка 2 друг с другом. При этом, материал оболочки чулка 2 и ромбовидных шпангоутов 5 играет роль арматуры тела бандажа, повышая его прочность и надежность. Материал оболочки чулка и отвердевающую композицию выбирают в зависимости от материала трубопровода и давления, при котором он эксплуатируется.

Таким образом, предлагаемый бандаж для трубопровода позволяет производить ремонт дефектных участков значительной длины без выключения трубопровода из работы с применением средств механизации для нанесения на поверхность трубопроводов отвердевающей композиции (например, насоса), что сокращает продолжительность ремонта и увеличивает его эффективность.

ЛИТЕРАТУРА

1. А.с. СССР № 870846, кл. F 16 L 55/18, 1981.

2. А.с. СССР № 1634940, кл. F 16 L 55/18, 1991.

Бандаж для трубопровода, включающий дефектный участок трубопровода, обмотанный изолирующим материалом, пропитанным отвердевающей композицией, отличающийся тем, что изолирующий материал выполнен в виде спирально навитого на наружную поверхность дефектного участка чулка с оболочкой, перфорированной с боковых и примыкающих к трубопроводу сторон, соответственно, и герметичной наружной стороны, ромбовидного сечения, образованного ромбовидными шпангоутами, устроенными внутри чулка, поделенного поперечными перфорированными перегородками на отсеки, каждый из которых снабжен питательным и воздушным штуцерами, соответственно, натяжными замками, внахлест на боковую перфорированную сторону оболочки чулка с примыканием кромки наружной герметичной стороны каждого витка вплотную друг к другу, причем каждый отсек заполнен отвердевающей композицией.

Что такое бандаж

Бандаж или ремонтный хомут – приспособление, предназначенное для ремонта трубопроводов, имеет резиновый уплотнитель и фиксируется на поверхности посредством затяжных винтов. Он состоит из двух соединяемых частей (прочный металл большой толщины) или цельной металлической пластины (тонкая листовая сталь), надеваемой на ремонтируемый участок посредством расширения.

Изделия выпускают разных диаметров под стандартные трубные размеры в дюймах, для стыковки частей используют винты под плоскую, крестовую отвертку или шестигранный ключ.

Основной материал изготовления раздвижных приспособлений – сталь оцинкованная, нержавейка марки 304, двухкомпонентные виды изготавливают из дюралюминия, чугуна или аналогичных сплавов.

В зависимости от конструктивного исполнения и назначения бандажи бывают следующих видов:

  1. Двухсторонние. Состоят из частей, соединяемых с помощью болтов, выпускаются разных диаметров в зависимости от ремонтируемого изделия. Одной из разновидностей является двухсоставные конструкции с резьбовым отводом для тройникового подключения.
  2. U-образные. Представляют собой металлическую скобу с отверстиями по краям, в которые вставляется стягивающий фиксирующий болт с гайкой.
  3. Хомут. Устройство состоит из стальной пластины круглой формы с прорезями по всей длине и регулировочным винтом. Данная конструкция позволяет изменять диаметр хомута в широких пределах.
  4. Монтажный хомут. Имеет приваренный винт, предназначен для монтажа труб на различных поверхностях.

Рис. 2 Бандаж для трубопроводов

Применение бандажей

Ремонтные хомуты применяются в следующих условиях:

  • Приспособления используются при ремонте медных, стальных, чугунных, асбестоцементных, керамических, различных видов пластиковых трубопроводов в системах отопления, водоснабжения и канализации.
  • Ремонтные бандажные устройства устанавливают только на вертикальные и горизонтальные участки трубопроводов.
  • Внешний диаметр труб, на которых используется бандаж, должен соответствовать его внутренним размерам и ни в коем случае не быть меньше его внутреннего диаметра.
  • Следует использовать хомут, ширина которого соответствует внешнему трубному диаметру, при размерах труб около 350 мм. длина хомута выбирается больше дефекта на 150 мм., для больших размеров трубопроводов – на 200 мм. шире поврежденного участка.
  • Если требуется отремонтировать сломанную трубу водопровода или состыковать две ее части, расстояние между участками не должно превышать 10 мм., а угол отклонения 2 – 3 градуса.
  • Использование бандажа неэффективно при размерах повреждения более 60% от его рабочей площади.
  • При ремонте водопроводной или канализационной ПВХ трубы ширина рабочей части работа должна быть в полтора раза больше размера дефекта.

Если повреждение в трубопроводе имеет большую длину (продольная трещина) для его устранения вырезают поврежденный участок, вставляют в проем новый отрезок трубы и устанавливают с двух сторон бандажные стяжки.

Рис. 3 Установка ремонтных хомутов

Устранение течи в трубопроводах своими руками с помощью бандажа

Бандаж является специально разработанным устройством для ликвидации протечек, обеспечивающий высокую герметичность и надежность соединения всех видов трубопроводов, его установка (двухкомпонентная модель) проводится по следующей схеме:

1. Разбирают ремонтный хомут, откручивая соединительные болты, защищают поверхность трубопровода от ржавчины, краски и других видов загрязнений.

2. Устанавливают резиновую прокладку по центру повреждения с таким расчетом, чтобы ее края перекрывали отверстие на 30 мм. с двух сторон;

Рис. 4 Ремонт водопровода с помощью бандажа

3. Одевают на прокладку две металлические половины и соединяют их четырьмя болтами, постепенно стягивая с двух сторон бандаж. При этом нельзя перетягивать соединение, если ремонтируются пластиковые трубы – это может привести к их продольным трещинам. При прикручивании лучше оставить небольшую течь и выждать некоторое время для того, чтобы пластичное резиновое кольцо лучше охватило трубу и герметично закрыло отверстие.

4. Двухкомпонентный ремонтный бандаж может служить не менее 5 лет, при необходимости всегда можно заменить резиновый уплотнитель в случае возникшей утечки и использовать изделие неограниченный срок.

Способы и материалы при ремонте стальных труб в системах отопления

Помимо ремонтных хомутов, существует довольно большое разнообразие способов ремонта поврежденных металлических труб, включающих в себя различные методы наложения заплаток и механического крепежа, которые могут быть использованы на криволинейных участках, непригодных для применения бандажей.

Рис. 5 Метод устранения протечки в сгоне медицинским жгутом

Металлический резьбовой болт или саморез

При небольшом диаметре свища на криволинейных участках магистрали или в батареях отопления используется при ремонте резьбовой металлический крепеж, с усилием вкрученный в отверстие. Для получения наиболее надежного соединения поступают следующим образом:

  1. Просверливают в трубе отверстие под резьбу чуть больше размеров свища, обычно оно меньше на 0,5 – 1 мм. стандартного диаметра (4, 5, 6 мм. и так далее).
  2. Нарезают метчиком резьбовой профиль под болт выбранного размера.
  3. Обрезают болт с таким расчетом, чтобы его головка опиралась на край дыры при установке, после чего ставят на него резиновую прокладку и вкручивают в отверстие.

Существенным недостатком такого метода является значительное перекрытие болтом канала подачи воды в магистралях малого диаметра, для канализационных линий горизонтального расположения способ не слишком приемлем – волокнистые отходы будут задерживаться на выступающей поверхности болта.

Холодная сварка

Холодная сварка является популярным компонентом для закупорки различного вида отверстий, ее композицией, проникающей внутрь изделия, заделывают водопроводы из разных материалов для подачи холодной и горячей воды.

При использовании холодной сварки поступают следующим образом:

  1. Обязательно перекрывают воду – при смачивании материал обладает низкой адгезией к металлу и под давлением будет выталкиваться из отверстия.
  2. Размешивают в резиновых перчатках небольшое количество вещества и наносят на дефектный участок сверху.
  3. По истечении минимум 10 минут сварка полимеризуется и изделие готово к использованию, материал способен выдерживать давление около 20 атмосфер и температуру до 260 С.

Рис. 6 Заделка свища холодной сваркой

Резиновый бинт

Отремонтировать поврежденный стальной трубопровод можно с использованием резинового бинта, который вырезает из перчатки, велосипедной камеры или используют готовое аптечное изделие.

При его применении поступают следующим образом:

  1. Обматывает поврежденный участок по спирали с запасом снизу вверх и возвращаются на середину свища.
  2. Эластичный бинт не выдерживает большого давления, поэтому точку месторасположения дыры укрепляют намоткой металлической проволоки или хомутом.

Главное преимущество применения эластичного бинта – возможность ремонта протечек в резьбовых соединениях металлических труб с использованием муфт (сгонов), при монтаже резиновый бинт герметично наматывается на неровную поверхность и закрепляется стальной стяжкой или проволокой.

Рис. 7 Дефектный участок трубопровода, обмотанный изолирующим материалом

Эпоксидная смола

Эпоксидная двухкомпонентная смола – популярный в быту материал, пригодный для ремонта любого вида водопроводов, порядок ее использования выглядит следующим образом:

  1. Перекрывают воду, защищают наждачной бумагой или острыми предметами обрабатываемое место от ржавчины, краски и затем обезжиривают.
  2. Размешивают небольшое количество смолы в отношении компонентов 1 к 10 и готовят медицинский бинт.
  3. Наносят эпоксидную смолу на поверхность с запасом по длине и наматывают матерчатый бинт по спирали, после чего намазывают следующий слой с последующей обмоткой бинтом.

Линия готова к использованию после высыхания эпоксидного состава (около 24 часов), смола хорошо выдерживает температурные перепады и смену давлений. Часто вместо бинта применяют стеклоткань или материю с неплотной структурой.

Рис. 8 Ремонтные работы с эпоксидной смолой

Ремонт водопроводных и канализационных систем из чугуна

В жилых домах чугун повсеместно используют в стояках, часто утечки возникают в местах раструбного соединения с пластиковыми отводами. Давление в стояке практически отсутствует, так что его ремонт состоит в простой герметизации дефектного места.

Для проведения этих работ подходят технологии, используемые при герметизации стальных магистралей и некоторые другие способы.

Цементная обвязка

Если под рукой нет эластичного бинта, можно воспользоваться обычным марлевым в сочетании с цементным раствором, проводя следующие операции:

  1. Размешивают цемент с водой до получения сметанообразной массы.
  2. Опускают медицинский бинт в раствор и пропитывают его цементным составом.
  3. Обматывают дефектный участок несколько раз по спирали в 3 – 4 слоя.
  4. Трубопроводом можно пользоваться после высыхания состава спустя сутки.

Зачеканка

Методика используется для закрытия трещин и свищей в чугунных трубах и заключается во вбивании свинцовых заклепок в щелевые полости. Являясь мягким веществом, свинец надежно закрывает и герметизирует дефектный участок, когда полый отсек заполнен.

Рис. 9 Способ заделки протечек чугунных труб

Набивка

Часто утечки возникают в раструбных стыках чугунных элементов, для их заделки используют набивку из волокнистых материалов, пропитанных битумом, работа проводится в следующем порядке:

  1. Извлекают старую набивку с помощью острых предметов, освобождая пространство для укладки ремонтных компонентов.
  2. Пропитанный битумом джутовый или пеньковый канат (веревку) плотно заталкивают в образовавшуюся щель по всему периметру, оставляя сверху расстояние около 10 мм.
  3. Закрывают набивку цементным раствором, замазывая им свободное пространство.

Чопики

Чопик относится к способам ремонтирования чугунных и стальных труб советских времен, для заделки дыр используют деревянные заглушки из твердых пород дерева. Основное преимущество – закрытие свища, через который поступает вода под давлением и под рукой нет стандартных заводских приспособлений, в течение нескольких минут.

При его использовании деревянный колышек затачивают под любым углом и слегка вбивают в отверстие, после воздействия влаги древесина расширяется и плотно закрывает свищ. В стальных линиях советской эпохи чопики выстаивали по 5 лет, при появлении протечек в результате расширения дыр их просто вбивали поглубже.

Рис. 10 Метод ремонтных работ с использованием чопиков

Методы ремонта трубопроводов из пластика

Различные пластиковые трубы ремонтируют при помощи хомутов, наложения заплаток, заклеивания отверстий.

Для распространенных полипропиленовых трубопроводов разработана специальная технология, суть которой заключается в заделке свища разогретым стержнем из полипропилена. При этом отверстие рассверливают до нужного диаметра, нагревают его торцы железным стержнем, вставленным в паяльник, после помещают внутрь дыры расплавленный штырь из полипропилена, выступающий конец которого затем обрезают.

Вторым методом ремонта является вырезание поврежденного участка, после чего трубные концы соединяют наружной муфтой с использованием сантехнического паяльного утюга.

При отсутствии специального инструмента можно попытаться отремонтировать трубу из полипропилена самостоятельно, поступив следующим образом:

  1. Сливают воду из системы, сверлят в трубе круглое отверстие и вырезают из полипропилена стержень чуть большего размера (на строительном рынке в продаже имеется полипропиленовые стержни).
  2. Расплавляют трубную дыру вставленным разогретым металлическим штырем, одновременно нагревая полипропиленовую вставку до размягчения строительным или бытовым феном, температура воздуха которого достигает 800 С. (температура плавления полипропилена 260 С.)
  3. Помещают разогретую вставку в отверстие, после остывания ее верхний торец обрезают.

Методика ремонта канализационных труб из ПВХ

Канализационные линии находятся под невысоким давлением и соединяются раструбовым способом, поэтому ремонт дыры или трещины проще всего произвести заменой поврежденного сегмента. Если это невозможно, используются металлические хомуты или обвязка герметизирующими полосами, скотчем, изоляционными лентами. Можно наклеить на поврежденное место заплатку из плотного материала, используя специальный клей для ПВХ, заделать его эпоксидной смолой или холодной сваркой.

Рис. 11 Способ ремонта труб из пластика

Использование бандажа в случаях повреждения трубопроводов является наиболее эффективным способом их ремонта в бытовых условиях на прямолинейных отрезках. Если повреждение происходит в труднодоступных или изогнутых местах на отводах, используют варианты с применением клеевых составов, лент, вставок из различных материалов.

Устройство хомута. Преимущества и недостатки изделия

Простейший хомут для водопроводных труб представляет собой металлическую скобу, диаметр которой соответствуют диаметру водопроводной трубы. Для крепления на устройстве предусмотрены специальные болты. Высокий уровень герметичности достигается благодаря установленной внутри корпуса резиновой прокладке.

Основные элементы хомута, предназначенного для ремонта трубы

Широкое распространение хомут для ремонта труб получил благодаря следующим факторам:

  • невысокой стоимости. В среднем цена на хомут, в зависимости от размера, варьируется от 20 до 100 рублей;
  • возможности применения для труб, изготовленных из различных материалов. Простейший хомут можно устанавливать не только на металлические трубы, но и трубы, изготовленные из ПВХ, металлопластика, полипропилена и так далее;
  • для самостоятельного ремонта трубопровода при помощи хомута не требуется определенных знаний и сложного инструмента. Всю работу можно выполнить своими руками, причем в максимально короткое время;
  • стандартный хомут не подвержен воздействию агрессивных сред и способен выдерживать температуру до 100ºС.

Единственным недостатком данного устройства является его недолговечность. Хомут предназначен для быстрого устранения течи, но не может использоваться длительный период (более 5 лет). После истечения срока использования устройства требуется проведение более тщательного ремонта трубопровода.

Подбор хомута для выполнения ремонтных работ

При подборе хомута для ремонта труб водоснабжения особое внимание рекомендуется уделить следующим факторам:

  • виду устройства;
  • материалу, из которого оно изготовлено;
  • размерам хомута.

Подбор вида хомута

В специализированных магазинах можно приобрести ремонтные хомуты следующих видов:

  • односторонний хомут, изготовленный в виде буквы U. С обеих сторон имеются специальные отверстия для крепления устройства к трубе. Хомут односторонний подходит для ремонта труб небольшого диаметра. В остальных случаях устройство не применяется;

Устройство для ремонта труб малого диаметра

  • двухсторонний хомут. Устройство является универсальным и может быть использовано для устранения течи на любых видах труб. В состав двухстороннего хомута входят две одинаковые u-образные половинки, которые соединяются между собой болтами;

Универсальное ремонтное устройство для различных трубопроводов

  • трехсоставной хомут. Устройство, состоящее из трех одинаковых частей, скрепляемых между собой болтами; используется для ремонта труб большого диаметра (в большинстве случаев предназначено для промышленных трубопроводов).

Устройство для ремонта труб большого диаметра

Для ремонта бытовых трубопроводов чаще всего используются двухсторонние хомуты, обеспечивающие максимальный уровень герметизации протечки.

Выбор материала

Для производства ремонтных хомутов используются такие материалы, как:

  • сталь. Стальные хомуты не имеют антикоррозийного покрытия. Поэтому после установки устройства требуется дополнительная защитная обработка;
  • из чугуна. Устройства рекомендуется устанавливать исключительно на трубы, изготовленные из этого же материала;

Устройство для устранения течи чугунных труб

  • из оцинкованной стали. В отличие от обычного стального хомута устройство, изготовленное из оцинкованной стали, не требует дополнительной обработки, поэтому используется чаще всего;
  • из нержавейки. Материал, также как и оцинкованная сталь, широко используется для изготовления хомутов и отличается прочностью и долговечностью.

Выбор материала, из которого изготовлен хомут, необходимо производить в зависимости от размеров протечки и вида труб.

Подбор хомута по размерам

При выборе ремонтного хомута предварительно рекомендуется определить:

  1. диаметр труб. Чтобы получить прочное соединение устройства и трубы, внутренний диаметр хомута должен максимально соответствовать диаметру трубы. Хомут меньшего размера невозможно закрепить, а хомут большего диаметра не будет плотно прилегать к поврежденному участку, что приведет к нарушению герметичности;
  2. габаритные размеры хомута подбираются на основании следующих параметров:
    • длина устройства (на рисунке обозначена LE) не может быть меньше диаметра (d);
    • по длине хомут подбирается таким образом, чтобы длина поврежденного участка (LS) увеличивалась минимум на 75 мм с каждой стороны (LU);
    • высота места протечки (øS) не должна быть более 20% от диаметра устройства.

Схема определения оптимальных размеров хомута

Способы и условия применения хомутов

Применять хомут для ремонта водопроводной трубы целесообразно только на прямолинейных горизонтальных или вертикальных отрезках трубопровода. Однако на стыках или на изогнутых отрезках трубы устанавливать такие детали не рекомендуется. Что касается материала, то тут возможны любые варианты: чугун, медь, сталь, различные типы пластиковых изделий.

Допускается применение ремонтных хомутов даже на асбестоцементных трубах, поскольку плотность прилегания неразъемных скоб позволяет им сопротивляться высоким нагрузкам. Поэтому подобные элементы довольно распространены при прокладке магистральных водопроводов. Закрепить хомут можно при помощи планки и шпильки. Чтобы отремонтировать дефектный участок, накладывают обжимные хомуты для труб и стягивают его.

Ремонтные хомуты применяют с такими ограничениями:

  • внешнее сечение ремонтируемой трубы не должно превышать длины детали;
  • если сечение трубы составляет порядка 350 мм, то для нее нужно подбирать хомут, который по длине будет превышать размер дефектного отрезка, как минимум, на 150 мм;
  • если размеры трубопровода достаточно велики, то норматив длины ремонтного хомута предполагает превышение ее над размером поврежденного участка на 20 см;
  • в случаях, когда производится ремонт ПВХ труб, следует применять изделия, длина которых больше участка с поломкой в 1,5 раза;
  • расстояние между двумя трубами при их стыковке не должно превышать 1 см, а угол отклонения может составить порядка 2-3º;
  • важно помнить, что площадь поврежденного участка трубопровода не должна превышать 60 % площади ремонтного хомута – тогда его использование целесообразно;
  • если же участок трубы с повреждениями превышает 60 % порог, то единственным верным решением будет его замена на врезки с муфтами или двумя хомутами. Читайте также: «Как правильно выполняется замена водопроводных труб – от выбора труб до соединения фитингов».

Какие проблемы решают хомуты

Среди наиболее распространенных ситуаций, когда приемлема установка аварийного хомута для труб, можно назвать:

  • свищи в трубах – в этих целях оптимальным решением станет хомут с резиновой подложкой, которая вжимается в свищ, блокируя его (прочитайте также: «Как заделать свищ в трубе – возможные варианты, проверенные практикой»);
  • ржавление отдельных отрезков трубы;
  • возникновение различных размеров трещин — бандаж для трубопроводов применим как к большим, так и маленьким дефектам;
  • прорыв плоскости трубы – в такой ситуации хомут используется в качестве крепежного элемента, который не только устраняет поломку и фиксирует отрезок трубы на перекрытии или стенах;
  • огрехи в результате некорректного проведения сварочных работ;
  • отверстия игольчатого характера;
  • поломки от ударов механического происхождения.

Стяжные хомуты для труб широко используются для ремонта трубопроводов благодаря их многочисленным положительным качествам.

В частности, такие детали характеризуются такими качествами:

  • Многофункциональность. Перечень труб, с которыми целесообразно использовать хомуты, довольно обширен. К тому же, данный элемент служит не только для устранения повреждений, но и в качестве фиксатора трубы к опоре.
  • Экономичность и удобство установки. Установить на трубу хомут, чтобы ее отремонтировать, сможет каждый начинающий сантехник. Эта процедура не займет много времени, а для фиксации понадобятся лишь гайки и шуруп.
  • Сопротивляемость высоким температурам, например, в системе отопления или горячего водоснабжения.
  • Возможность монтажа с разными осями.
  • Долговечность. Если ремонтный хомут был подобран и установлен правильно, то без капитального ремонта такой водопровод может прослужить еще примерно 5 лет.
  • Локальный характер использования. То есть, деталь позволяет устранить брешь в трубе, не перекрывая подачу воды всем потребителям на линии.
  • Универсальность. Хомуты могут применяться для труб с самыми разными диаметрами.

Стоит сказать и о нескольких недостатках. Среди них можно назвать возможность установки хомутов лишь на прямолинейных отрезках трубы. Кроме того, максимальная длина поврежденного участка, закрываемого хомутом, не может превышать 34 см.

Видовое разнообразие хомутов

В продаже можно встретить очень много видов хомутов для труб, которые отличаются по размеру, особенностям конструкции, а также материалу изготовления. Что касается материалов, то представлены изделия из литого чугуна, обычной, нержавеющей или оцинкованной стали (прочитайте: «Виды стальных хомутов для крепления труб, различия и особенности крепежных изделий»).

Конструкционно ремонтные хомуты представлены такими типами:

  1. Односторонние, в форме подковы с отверстием вверху. Применяются такие модели для резьбового соединения труб с небольшим диаметром (максимум – ДУ 50 мм).
  2. Двухсторонние. Они включают две отдельные детали, монтируемые между собой винтами. Обеспечить более надежное прилегание к трубе можно обжимными скобами. Размер подбирают, исходя из параметров трубопровода.
  3. Многокомпонентные. Такие изделия имеют несколько деталей и предназначены преимущественно для трубопроводов с большим сечением. Монтаж производится посредством нескольких пар резьб. Манжета хомута имеет ячеистую поверхность.
  1. Крепежные. Подобные хомуты предназначены в первую очередь для фиксации труб на поверхности. Монтируют его к стене с помощью шурупа, пропущенного сквозь перфорацию в нижней части детали. Укладку трубы производят после фиксации детали.

Установка и фиксация

Сама по себе установка ремонтных хомутов для врезки не представляет сложности и не занимает много времени. Все, что нужно сделать, – это надеть металлическую деталь на участок трубы с повреждением, провернуть его так, чтобы замок находился с противоположной стороны от дефектного места, после чего затянуть гайки до полного прилегания манжеты к трубе.

То, насколько качественным будет ремонт, зависит не только от прочности самого хомута, но и от размеров поврежденного участка и площади соприкосновения манжеты с трубой.

Как правило, внешний вид хомута представляет собой манжеты в форме подковы, которая стягивается винтами. Обхват трубы по окружности производится с помощью 2-3 деталей, которые скрепляются между собой болтами. Читайте также: «Виды сантехнических герметиков для труб водоснабжения – преимущества и недостатки материалов».

По типу крепления все ремонтные детали бывают двух видов:

  1. С устойчивым крепежом. В таком варианте фиксация трубы производится очень надежно, исключая вероятность движения трубы. Для этого в основном используют фитинги различной конфигурации.
  1. Плавающее крепление. Этот тип фиксации позволяет трубам несколько смещаться, что предотвращает ее искривление. В этом случае берутся хомуты, сечение которых несколько превышает таковое, применимое для устойчивого крепления.

Для закрепления трубопроводов к стенам или перекрытиям довольно часто используют кронштейны. Они приемлемы для водопроводных труб с небольшим диаметром. Как правило, эти элементы состоят из двух деталей, соединяемых болтами. В стене они фиксируются на дюбелях.

Если речь идет о транспортировке горячей воды, то применяют скользящие опоры. Они состоят из пластин и хомута, монтируемых на опорную подставку. Кроме того, нередко кронштейны используют в качестве консолей, к которым крепят водопроводные линии в производственных помещениях. А вот в условиях повышенной нагрузки применяют двойные кронштейны для трубопроводов.

Определение и случаи применения

Перед тем как перейти к яркому рассмотрению вопроса монтажа хомута на трубу, нужно разобраться, что данный вспомогательный элемент сантехники собой воображает. Хомутом принято именовать особое приспособление, предназначенное для герметизации отверстий в трубах и ликвидации течи. Хомутами также будут дополнительно оснащаться места соединения сегментов трубопровода для дополнительной герметизации.

Что касается случаев применения, возможно отметить:

  • Появление свищей в стенке трубы. Это может происходить в следствии действия коррозии на стены.
  • Появление трещин в трубах. Появляются как при нарушении правил монтажа, так и благодаря недостатков производства.
  • Появление переломов на трубах. Такое может наблюдаться при нарушении технологии монтажа труб.
  • Происхождение течи в местах соединения. Может появляться в следствии неправильного монтажа или естественного износа уплотнителя.

Что касается устройства элемента, то хомут представляет собой два железных полукольца, соединяемых между собой болтами с гайками. По внутреннему радиусу хомута в большинстве случаев крепится резиновый уплотнитель, имеющий ширину больше, чем железная часть.

Процесс монтажа

Что касается процесса установки хомута, к примеру, на трубу отопления, то тут все достаточно просто. Действия для большой эффективности лучше проводить поэтапно:

  • Сперва нужно перекрыть поступление воды (в этом случае выступающей в качестве теплоносителя) в трубу.
  • Потом место установки хомута необходимо зачистить и выровнять для громаднейшей герметизации в будущем. Для этих целей подойдет наждачная бумага, которой необходимо снять верхний слой краски. Так, не только выравнивается поверхность, но и станет отчетливее видно место локализации повреждения.
  • Затем устанавливается хомут. Для этого крепление с одной стороны раскручивается, и полукольца мало разводятся в различные стороны так, дабы элемент мог быть надет на трубу. Наряду с этим резиновый уплотнитель направляться располагать так, дабы место происхождения течи размешалось посередине резиновой части.
  • Потом крепежные элементы хомута вставляются в отверстия-ушки, и элемент стягивается посредством ключей.

В случае если все этапы работ были проведены верно, то течь будет устранена. Нагляднее всего это будет заметно, в случае если перекрытие воды не производилось. Помимо этого, направляться добавить, что для дополнительной герметизации места соединения внутреннюю поверхность резинового уплотнителя хомута возможно обработать силиконовым герметиком, который по окончании полимеризации даст фактически полную уверенность в плотности соединения.

Изготовление хомута

В случае если по каким-либо обстоятельствам приобретение хомута в специализированном магазине нереально, вопрос возможно решить посредством независимого изготовления элемента. Для этого направляться выполнить следующее:

  • Нужно взять полосу оцинкованной жести нужной ширины и толщиной около 1 мм.
  • Посредством гибкой рулетки измеряется окружность трубы и к этому показателю прибавляется по 3–4 см с каждой стороны полосы, нужных для изготовления ушек для крепления.
  • Полоса взятой ранее длины отрезается от страницы и разделяется на две части (возможно сделать цельный хомут из одной полосы).
  • Заготовки загибаются до нужной формы. Работу возможно проводить как конкретно на месте, так и применяя отрезок трубы для того чтобы же диаметра в качестве макета.
  • С каждой стороны взятых полуколец посредством пассатижей отгибаются ушки, нужные для крепления. В них сверлятся отверстия.
  • В качестве уплотнителя возможно применять несложную резину толщиной от 3 мм.
  • Полученный хомут и уплотнитель монтируются на место аналогично заводскому варианту.

Стоит подчернуть, что таковой вариант при верном и качественном изготовлении и монтаже мало будет различаться от заводского аналога, а потому с успехом возможно использован для установки, к примеру, на водопроводную трубу.

Время от времени разновидность хомута может употребляться для уплотнения соединения труб, применяемых в садово-огородных работах. К примеру, применение систем полива различной сложности нереально без плотного соединения элементов. Такие хомуты в целом аналогичны по конструкции вышеупомянутым деталям, но лишены уплотняющего элемента.

Относительно того, сколько стоит водопроводный хомут, направляться заявить, что цена может достаточно очень сильно различаться в зависимости от сложности конструкции, материала изготовления, производителя и многих других факторов.

Как видно из изложенного, установка хомута на водопроводную трубу не есть через чур сложной для независимого осуществления задачей. Принципиально важно понимать, что это временная мера, которая не есть панацеей, но в качестве меры своевременного решения проблемы в полной мере пригодна.

Конструктивные особенности изделия

Хомут – простое и эффективное приспособление, имеющее массу типовых вариаций, но, по сути, все они имеют схожие конструкционные характеристики. Разница представлена в виде форм, устройстве крепежа. Применение их наиболее распространено в области монтажа и ремонта систем трубопроводов, это обуславливает еще одну характерную особенность конструкции. Для лучшей фиксации и герметичности, в изделии часто имеется резиновая прокладка.

По поводу практической пользы рассматриваемых изделий, можно сказать, что без них практически невозможно осуществить качественную фиксацию трубопровода, причем как горизонтального, так и вертикального.

Линейка типов этого устройства начинается с самых простых односторонних изделий, представляющих собой шпильку с резьбой. Далее она продолжается вариациями, отличающимися не только большей сложностью конструкции, но еще и размерами (под этим следует понимать максимальный диаметр трубы, для которой может быть применено то или иное изделие) и целевым назначением.

Хомуты

Наиболее распространенные проблемы, в решении которых помогают хомуты:

  • Устранение трещин на системах трубопровода. В зависимости от типа изделия, можно перекрыть даже достаточно крупное повреждение.
  • Перелом трубы – не частая, но серьезная проблема. По большей части, с ней сталкиваются те, кто занимается монтажом и ремонтом трубопроводов профессионально.
  • Также при необходимости устранения «свищей» водопроводных труб, опять широко применяются хомуты. В такой ситуации необходимо применение мягкой подложки.

Обратите внимание! Если труба, в отношении которой ведется ремонт, служит средством транспортировки агрессивных жидкостей, то необходимо использовать такой тип крепежного изделия, который способен переносить подобные специфические условия эксплуатации.

  • Конкретно для труб из стали, изделие может помочь снизить риск протечки, возникший из-за коррозии. Не редко возникают ситуации, что она повреждает металл на столько, что течь может возникнуть в любую минуту.

Рынок насыщен всяческими конфигурациями хомутов разных производителей. Заводское производство, помимо профессионального изготовления еще и дает гарантию качества. Ведь, изделия изготавливаются в соответствии ГОСТ. Связано такое правительственное регулирование качества, с высокой степенью роли хомутов в сохранении целостности конструкций, в которых они применяются. На основании этого возникает вопрос, стоит ли делать хомут на стальную трубу своими руками.

Возникновение вопроса

Стоит ли делать хомуты своими руками, и какие ошибки могут быть допущены

Хомут представляет собой на первый взгляд простейшее устройство, которое не отличается какими-либо трудными в понимании характеристиками. Наличие риска связанного с изготовлением самодельных хомутов зависит от того насколько человек уверен в своих силах, и в том может ли быть применен хомут в данных условиях.

К примеру, изрядно проржавевшая труба отопления дала течь. Участок коррозии на поврежденном участке имеет достаточно широкую площадь. Если изготовить хомут неправильно, несоответствующего необходимому размеру, то после попытки его установки ситуация может лишь усугубиться.

Потеки ржавчины из под хомута

Опираясь на это, естественно, лучше всегда иметь под рукой хомуты различных модификаций и размеров заводского производства или при появлении проблем с трубопроводом, немедленно обращаться в ремонтную службу. К сожалению, ни первый, ни второй варианты зачастую неосуществимы. Протечку никто не планирует, время ее возникновения не регламентировано, и иметь в наличии хомуты всех конфигураций не предоставляется возможным.

При возникновении утечки, нужно принимать немедленные меры. И именно с этой целью можно изготовить хомут своими руками, который даст время для того, чтобы решить проблему в полном объеме.

Простейший хомут

При отсутствии специализированных инструментов и материалов, вроде болгарки, дрели, листового металла и тому подобного, можно прибегнуть к самому простому, но на время решающему проблему варианту – сделать хомут из куска проволоки. Он поможет максимально быстро устранить течь и спокойно дождаться помощи специалистов:

Течь трубы

  • Первое, что стоит сделать, так это найти скотч или изоляционную ленту, кусок достаточно мягкой для изгибания, но прочной проволоки и кусок резины (к примеру, жгут).
  • Далее следует наложить фрагмент резины на трубу в том месте, где возникла течь, после чего он максимально плотно придавливается проволокой путем ее наматывания.

Важно! При обмотке проволокой особое внимание нужно уделять краям будущего хомута.

  • Полученная заплатка, для большей надежности, плотно заматывается клейкой лентой (скотчем или изолентой).

Такое изделие, изготовленное своими руками, не потребует больших временных затрат и при этом поможет избежать возможных больших проблем.

Полупрофессиональный вариант

Описанный ранее пример изготовления проволочного хомута, является «срочным». Но если изготовление изделия не требует особой спешки, и в наличии имеется инструмент, то самостоятельно можно соорудить достаточно неплохой вариант изделия. Такой уже сможет прослужить долгие годы.

Необходимый инструмент

Для начала, следует понять, какой инструмент понадобится:

  • Молоток или легкая кувалда;
  • Дрель и сверло (Ø 6 — 8 мм);
  • Болгарка или специальные ножницы для резки металла;
  • Измерительные приборы – линейка, штангенциркуль;
  • Гаечные ключи, плоскогубцы.

Материалы

Для изготовления хомута, способного переносить значительные нагрузки потребуется:

  • Пластина из металла, умеренной толщины, желательно до 1 мм. Не стоит использовать сталь большей толщины, поскольку ее не только будет проблематично сгибать, но и она не позволит сделать достаточно герметичное соединение;
  • Резиновая полоска, толщина ее должна составлять порядка 3-х мм;
  • Болты, гайки (Ø 6 — 8 мм). Желательно иметь и шайбы к ним.

Алгоритм изготовления

Для успешного изготовления хомута своими руками, не потребуется особых способностей в этом деле, но некоторые элементарные навыки все же нужны. Согласно советов опытных сантехников, работа должна происходить в следующей последовательности:

  • Процесс начинается с замера поврежденного участка, затем вырезается пластина из стали соответствующего размера. В размерах пластины нужно учитывать не только длину поврежденного участка трубы, но и ее окружность (после получения размера, к нему стоит прибавить 5 см).

Замер трубы

  • С обеих сторон заготовки, с помощью плоскогубцев загибаются «ушки» будущего крепежа (в конечном итоге они должны быть перпендикулярны основной части металлической полосы).
  • В «ушках» нужно высверлить отверстия под крепежный болт.

Самодельный хомут

  • Далее вырезается полоска из резины, ширина которой должна быть меньше окружности поврежденной трубы.

Следует учесть! Если изготавливаемый хомут имеет небольшой размер (не более 6 см), то «ушки» могут быть с одним отверстием в центре под крепежный болт. Если же он больше, то предпочтительно делать их больше 2-3.

Монтаж

После того, как изделие уже практически готово, можно переходить к его установке, что станет завершением работы.

  • Металлическая пластина умеренным нажатием огибается вокруг трубы, имеющей аналогичные диаметр той, которая имеет повреждение целостности. В конечном итоге, ушки должны совпасть.
  • Внимание! Если выполнить перегиб неровно, то могут возникнуть проблемы с установкой крепежного болта.
  • На место протечки прикладывается заранее подготовленный кусок резины, после чего поверх него устанавливается стальная пластина. Прежде чем приступить к монтажу металлического элемента, его нужно немного разогнуть. Это делается для того, чтобы упростить процесс установки на трубу.
  • И так, если все было сделано правильно, то между «ушками» останется расстояние в пару сантиметров, и их можно стягивать при помощи болта. При достижении достаточного давления изделия на трубу, течь прекратится.

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *